16+
Среда, 26 сентября 2018
  • BRENT $ 81.67 / ₽ 5379
  • RTS1161.14
9 декабря 2009, 15:53 Право

Закон о торговле рассорил лоббистов

Лента новостей

Разработка «Закона о торговле», тянется уже несколько лет. Сегодня в Думе должно было состояться второе чтение законопроекта, но его перенесли и обещают доработать документ к середине декабря

Закон о торговле рассорил лоббистов. Фото: РИА Новости
Закон о торговле рассорил лоббистов. Фото: РИА Новости

Разработка «Закона о торговле» тянется уже несколько лет. Сегодня в Думе должно было состояться второе чтение законопроекта, но его перенесли и обещают доработать документ к середине декабря. Контролировать процесс согласования намерены представители администрации президента. Но согласовать интересы противоборствующих групп будет непросто.

По сложившейся в Госдуме традиции, именно второе чтение законов является решающим. Но закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» опять не повезло. С просьбой перенести рассмотрение документа к депутатам вчера обратился полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх. По его словам, работа над законопроектом велась накануне до позднего вечера, с ним еще не ознакомились все депутаты и им нужно предоставить на это дополнительное время.

И хотя депутаты приняли решение перенести рассмотрение законопроекта на пятницу, 11 декабря, скорее всего, оно состоится ближе к середине месяца. Это вытекает из разъяснений помощника президента РФ Аркадия Дворковича, который сказал, что текст направлен на доработку, которая будет вестись в течение «семи-десяти дней» совместными усилиями правительства, депутатов и администрацией президента под патронажем последней.

Бонусы, штрафы и доминирование надо сделать прозрачными

«Если законопроект будет доработан в течение этого срока, то он может быть принят до конца года», — обнадежил Дворкович, сообщив дополнительно, что он направлял руководителю администрации президента РФ Сергею Нарышкину свои замечания по законопроекту и предложения по его изменению.

Дворкович отказался говорить о сути своих предложений, рассказав лишь, что в письме он сформулировал около десяти замечаний, касающихся прозрачности системы бонусов, надбавок и штрафов, действующих в торговых сетях. «Должна быть прозрачная система всех надбавок, штрафов и бонусов. С этим я полностью согласен», — сказал Дворкович, отметив, что понятие доминирования в законопроекте сохранится, но следует изменить «технологию определения доминирования», так как представления о сверхприбыли торговых сетей преувеличены, а сам российский ритейл «все еще недоразвит».

При этом он не исключил, что после принятия закона о торговле потребительские цены могут вырасти, а прибыль «в какой-то степени перераспределится от торговых сетей в сторону производителей».

Закон встает на сторону производителей

Очевидно, что позиция Аркадия Дворковича в определенной мере отражает «ущемленные» интересы торговых сетей, которые недовольны текстом законопроекта. Или, по крайней мере, чиновник стремится соблюсти баланс между двумя враждующими группировками.

Действительно, как пояснил BusinessFM депутат Госдумы и основатель группы компаний «Белая Дача» Виктор Семенова, в законе выбор между производителями и поставщиками, с одной стороны, и сетевой торговлей - с другой - сделан не в пользу последних. «Не секрет, и это признано всеми мировыми экономистами, что именно сетевая торговля обладает избыточной рыночной силой. И закон призван немного ее обуздать во благо товаропроизводящей цепочки и во благо потребителей. И самое главное: закон призван сохранить конкуренцию в ритейле. — сказал депутат. — Мы все видим, что происходит, и если завтра не принять определенные ограничения, то произойдет то, что произошло уже во многих цивилизованных странах мира с развитой экономикой, которые сегодня не знают, что делать с сетевыми компаниями».

Подобную позицию отстаивает и первый вице-премьер правительства Виктор Зубков, курирующий АПК и интересы сельхозпроизводителей. Вчера он заявил, что не допустит изменения текста закона, пояснив, что сложности с принятием и «пробуксовка» документа как раз связаны с активным противодействием представителей торговых сетей. При этом он пообещал проследить, чтобы в проект не прокрались неожиданные поправки, которые туда могут внести сетевики-лоббисты.

Сетевики надеются на правки

После отзыва законопроекта этого опасаются и представители компаний-производителей. «На сегодняшний день закон выглядит нормально. Но посмотрим, как будет развиваться ситуация, — заявил BusinessFM председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили, по мнению которого «любые ограничения и влечения власти могут вызвать проблемы у бизнеса». «Будем надеяться, что какие-то изменения могут быть сделаны в последних чтениях, но они не будут такими, которые могут чем-то навредить», — сказал бизнесмен.

Напротив, представители сетевых компаний резко возражают против отдельных положений законопроекта и надеются, что они будут изменены.

«Говорильня вокруг этого закона уже просто достала. Очевидная глупость родилась», — охарактеризовал законопроект генеральный директор торговой сети «Магнолия» Дмитрий Митрохин, по мнению которого стремление ограничить торговые надбавки не приведет к снижению цен в магазинах, которые все равно придут в новую точку равновесия. Не вырастут к тому же прибыли не только у ритейлеров, но и у производителей.

«В нашей стране как-то все живут, хотя по многим законам жить невозможно», — сказал сетевик, пояснив, что и сейчас без всяких формальных законов прекрасно появляются всякие ценовые надбавки. После этого сразу же начинаются контрольные мероприятия по этому поводу и требования сдать дополнительную отчетность, над изучение которой начинают корпеть новые чиновники.

«Кто это будет делать?» (изучать отчетность, — прим. BFM.ru), — риторически спросил Митрохин и ответил: «Дополнительные люди, которые во многих городах получают не маленькую зарплату. А кто будет оплачивать чиновников, которые будут это проверять? Покупатели!».

К тому же, по мнению гендиректора «Метро Кэш энд Керри Россия» Акина Байера, ряд положений закона противоречит законам и Конституции РФ. Например, в предисловии к статье 22 говорится о раскрытии информации о товаре, а также его стоимости и всех надбавок к ней. То есть фактически речь идет о раскрытии информации, составляющей коммерческую тайну компании, которая защищена федеральным законом «О коммерческой тайне». На его взгляд, перечень товаров первой необходимости, в цену которых запрещено включать наценки, необоснованно расширен.

«Полагаю, что эти поправки нанесут определенный удар по всем участникам рынка и не совсем разумны для ритейлеров. Не думаю, что доступность товаров может сократиться, но, безусловно, отношения с поставщиками от этого легче не станут. Кроме того, вырастут административные расходы ритейлеров, что также придется учитывать», — сокрушается Акин Байер.

С ним солидарен и главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис, по словам которого в нынешнем виде закон серьезно поможет неэффективным отечественным производителям еще какое-то время удерживаться на плаву, но помешает эффективным товаропроизводителям побеждать в конкурентной борьбе. Он серьезно повлияет и на прибыльность поставщиков. Но источником этой прибыльности будут кошельки покупателей. «Конечно, этот закон достигнет ровно обратных эффектов, если он будет принят в той редакции, которую я видел», — заключил Лев Хасис.

Хотел бы подкорректировать закон и гендиректор компании «Авеста Фармацевтика» Михаил Грошенков, который считает, что хотя госрегулирование необходимо, но нужно регулировать не все, а исключительно только «жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». Хотел бы он и чтобы госрегулирование не деформировало общие торговые наценки, которые в фармацевтике формируются в цепочке от производителя до аптеки. «Насколько я понимаю, бизнес-сообщество заинтересовано в том, чтобы оптовые предельные наценки были отдельно, а розничные предельные наценки отдельно. Если это произойдет, то это будет комфортно для бизнеса», — говорит он в интервью BusinessFM.

Президент группы компаний «Дикая орхидея» Александр Федоров говорит BusinessFM, что пока рано прогнозировать положительные и отрицательные стороны закона: «Поскольку Россия страна очень коррупционная, понятно, что вполне возможна ситуация, когда те или иные сети получают монопольное преимущество на рынках. В этой ситуации регулировать, конечно, нужно. Как наш закон в данной ситуации повлияет на это, и какие будут все последствия — предусмотреть сложно. Но я думаю, что при любом раскладе событий у нас впереди еще будет много вопросов, связанных с антимонопольным регулированием».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию