16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.80 / ₽ 8089
  • RTS1175.48
10 декабря 2009, 10:21 Макроэкономика

Как лечить экономическую «испанку»

Лента новостей

Вчера агентство Standartd & Poor’s о пересмотрело кредитный рейтинг Испании AA+ со стабильного на негативный. В действительности положение в испанской экономике носит достаточно драматический характер

Фонтан
Фонтан "Сибелес" в центре Мадрида подсвечивают, как в лучшие времена. Фото: Alberto Fernández/flickr.com

Если знаменитые первые строки из романа «Анна Каренина» о счастливых и несчастных семьях распространить на страны, то можно сказать, что каждая страна в Евросоюзе переживает кризис по-своему, и первыми среди несчастных государств-членов ЕС оказались Греция и Испания. На фоне полыхающих в Афинах костров анархистов достаточно буднично выглядит вчерашнее решение агентства Standartd & Poor’s о снижении прогноза кредитного рейтинга Испании AA+ со стабильного на негативный. В действительности положение в испанской экономике носит достаточно драматический характер. К концу года дефицит бюджета к испанскому ВВП составит 11% (в Греции, впрочем, этот показатель еще хуже, почти 13%). Верхняя планка этого показателя в ЕС, между прочим, 3%.

Бельгийский экономист Поль де Гров (Paul de Grauwe) полагает, что от нынешнего кризиса, равного которому в Европе не было с тридцатых годов прошлого века, наиболее пострадали именно те страны, которые до того быстрее всех росли. Помимо упомянутых Испании и Греции, это (не считая стран Балтии) Ирландия. «Все эти страны теперь в беде, потому что значительная часть их роста финансировалась в долг», — заявил он в интервью The Wall Street Journal.

«Больной человек Европы»

Британский еженедельник The Economist, посвятивший Испании большую статью, именует эту страну новым «больным человеком Европы», как сто лет назад называли Оттоманскую империю незадолго до ее распада.

В то время как большинство европейских государств в третьем квартале начали выход из рецессии, испанский ВВП продолжил снижение — уже шестой квартал подряд. Если сравнивать абсолютные цифры, допустим, с британскими показателями, то макроэкономическая ситуация в экономике Испании не такая уж тяжелая. Однако социальные последствия спада действительно очень серьезны.

19% — таков ныне уровень безработицы в Испании: это наихудший показатель в Европе, после Латвии. Такие цифры отражают то, что британский журнал обозначил формулой «структурное похмелье». В случае с Испанией источником опьянения был не алкоголь, а «цемент и мастерок», или, проще сказать, строительный бум. «Пузырь» недвижимости лопнул в 2007 году, поэтому во всемирный финансовый кризис испанская экономика входила уже в ослабленном состоянии. В то время как другие европейские страны выходят из рецессии медленно, но верно, испанцам понадобится больше времени. Даже оптимисты не ожидают улучшения дел в Мадриде до 2011 года.

Премьер-министр Хосе-Луис Родригес Сапатеро (Jose Luis Rodriguez Zapatero) задним числом признает, что строительный бум, который пришелся как раз на его первый срок во главе кабинета, был негативным феноменом. Для признания этого факта потребовалось появление 900 тысяч новых безработных, большинство из которых составляют неквалифицированные строительные рабочие.

В чужом пиру похмелье

Ситуация усугубляется неэффективной и несправедливой испанской системой найма. Половина работников в стране имеют постоянные контракты, уволить их чрезвычайно сложно. В то же время большинство других составляют люди с временными краткосрочными контрактами. Именно они мгновенно стали первыми жертвами финансового кризиса. Помимо того, что эта ситуация провоцирует социальную напряженность, она еще затрудняет восстановление экономики, потому что неэффективных работников с места не сдвинешь.

Сама по себе высокая безработица является фактором дальнейшего углубления депрессии, поскольку вынуждает правительство тратить все больше средств на пособия в условиях снижения поступлений от налогов. К тому же снижается покупательская активность — и это в канун Рождества.

Есть и другие симптомы тяжелой «испанки». Например, государственная железнодорожная компания RENFE снизила в два раза трафик на линии Мадрид-Барселона, одной из самых напряженных в мире. Это особенно чувствительная ситуация, поскольку именно скоростные поезда являются символом новой испанской экономики, построение которой, по иронии судьбы, постулировал премьер Родригес Сапатеро в момент начала кризиса.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию