16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
21 августа 2018, 03:22 Политика
Актуальная тема: Украинский кризис

Транспортный «самострел» по-украински. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Насколько реально полное прекращение автобусного и железнодорожного сообщения с Россией и к чему оно приведет?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Первый президент Украины Леонид Кравчук высказался о Крыме: якобы его можно вернуть в состав страны, если предоставить ему некий особый статус. По мнению Кравчука, власти Украины совершили ошибку, предоставив Крыму статус территориальной, а не национальной автономии в прошлом.

Тем временем на Украине продолжают обсуждать предложение министра инфраструктуры Владимира Омеляна о полном прекращении автобусного и железнодорожного сообщения с Россией. Насколько это реально? Об этом в комментарии Георгия Бовта.

Пока на Украине не много голосов в пользу полной транспортной блокады России, хотя и открыто возражать таким антироссийским заявлениям многие попросту опасаются. Впрочем, речь идет не о полной блокаде: проект министерства инфраструктуры, направленный в правительство, не предполагает прекращения грузового железнодорожного сообщения, которое, несмотря на враждебные политические отношения, только растет. В прошлом году товарооборот вырос примерно на треть, превысив 10 млрд долларов. По железной дороге из Украины в Россию идет продукция черной металлургии и машиностроения, из России — нефтепродукты, удобрения и продукция машиностроения, в том числе для украинской атомной энергетики. Автомобильные грузоперевозки обошлись бы существенно дороже.

Прекращение пассажирского транспортного сообщения, в первую очередь, ударит по самой украинской экономике, которая критически — и это не преувеличение — зависит от денежных переводов гастарбайтеров, работающих как в России, так и в странах ЕС. В 2017 году такие «заробитчане» перечислили домой около 9 млрд долларов. Это более чем в три раза превышает весь объем иностранных инвестиций в экономику Украины за тот же год.

После введения безвизового режима с ЕС число граждан Украины, выезжающих туда на заработки, существенно выросло. Наибольшее число украинских гастарбайтеров пристроила Польша. Однако ни эта страна, ни весь ЕС не могут пристроить всех, и в настоящее время в России, по официальным данным, трудятся примерно 2,4 миллиона граждан Украины, миллион из которых приехал из самопровозглашенных республик юго-востока.

Пассажиропоток по железной дороге между двумя странами за первое полугодие снизился на 17%, однако все равно составил почти 360 тысяч. Если же говорить об общем числе поездок, то, по данным Укрстата, в прошлом году со стороны Украины в Россию было 4,3 миллиона выездов. Частично падение пассажиропотока по железной дороге можно объяснить тем, что многие работники стали реже выезжать на родину: если они приобрели патент на ведение трудовой деятельности, им не нужно выезжать каждые три месяца домой. К тому же автобусное сообщение — основной транспорт для поездкок в Россию — развито лучше железнодорожного, а билеты дешевле.

В случае перекрытия пассажирского движения существенная часть пассажиропотока просто пойдет через Белоруссию. Часть гастарбайтеров попробует переориентироваться на Европу, которая все равно не резиновая. Часть может остаться дома, но это вряд ли будет способствовать снижению социальной напряженности в стране в преддверии президентских и парламентских выборов в следующем году.

Россия уже запустила несколько десятков своих поездов в обход Украины — остался лишь поезд «Кишинев — Москва». В то же время между странами курсирует восемь поездов «Украинских железных дорог», все они очень прибыльны.

В принципе, исключить такой «самострел» со стороны украинских властей нельзя. Вся политика в отношении России по-прежнему полна неадекватности. Причем в равной степени неадекватен как бывший президент Кравчук, который рассуждает о возможности возвращения Крыма на правах особого статуса, так и действующие украинские политики, которые назло Москве готовы отморозить, как говорится, не только уши, но и все остальное.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию