16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.41 / ₽ 8227
  • RTS1186.79
23 августа 2018, 05:02 Политика
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Сговорятся ли Россия и США против Ирана? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев 23 августа встретится с советником президента США по нацбезопасности Джоном Болтоном

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Женеве 23 августа должна состояться встреча секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева и помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. Как ранее сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, «будут обсуждаться двусторонние отношения и то состояние, в котором находятся эти двусторонние отношения, а также состоится обмен мнениями по наиболее острым международным проблемам». Чего ждать от встречи? Об этом — в комментарии Георгия Бовта.

Формат переговоров, которые проведут Болтон и Патрушев, был оговорен в ходе саммита президентов Путина и Трампа в Хельсинки. И хотя для российско-американских контактов ранее были все же более типичны переговоры на уровне глав внешнеполитических ведомств, а лично Николай Патрушев, в частности, не проявлял особой активности на этом направлении, нынешнее состояние отношений двух стран, возможно, предопределяет уже именно такой формат, поскольку в этих отношениях практически не осталось каких-либо тем, кроме тех, что непосредственно затрагивают национальную безопасность обеих стран.

В Женеву Болтон прилетит из Израиля, где он провел трехдневные переговоры, в том числе касающиеся сирийского урегулирования и роли в нем ненавистного США Ирана. В Хельсинки Путин и Трамп, в принципе, договорились, что иранские подразделения, а также поддерживаемая Ираном ливанская «Хезболла» должны покинуть Сирию после установления мира. Присутствие этих подразделений сильно беспокоит Израиль, и эта тема уже была предметом российско-израильских переговоров на высшем уровне.

Как заявил Болтон в Иерусалиме, якобы Путин признался Трампу, что присутствие иранских формирований в Сирии не отвечает национальным интересам России и она выступает за полный вывод как их самих, так и поддерживаемых Ираном формирований из других стран. В то же время президент России, по словам Болтона, якобы сказал американскому лидеру, что не может добиться этого в одиночку — нужны совместные российско-американские усилия.

Действительно, после установления мира в Сирии Иран и Россия становятся там в определенной мере соперниками, по-разному видя ее политическое будущее. Тегеран в свое время возражал против создания в Сирии полноценной военно-морской базы России. В том числе по этой причине пункт материально-технического обеспечения в Тартусе так и остался в этом качестве.

Однако представители российского руководства никогда публично не говорили о своих скрытых или об открытых разногласиях с Ираном по сирийскому вопросу. Официальная позиция Москвы всегда формулировалась так, что Тегеран играет важную и конструктивную роль в Сирии, направленную на освобождение ее от террористов.

Заявление Болтона в Иерусалиме о том, что Путин будет якобы «счастлив», если Иран уйдет из Сирии, можно назвать своего рода дипломатической подставой с целью в том числе поссорить Тегеран с Москвой. Советник Трампа также заявил, что Россия «увязла» в Сирии и ищет, кто бы из других держав мог профинансировать ее послевоенное восстановление. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал такие формулировки некорректными.

Если говорить объективно, то и США в Сирии тоже подзастряли и давно уже хотели бы вывести своих советников и спецподразделения, оказывающие поддержку курдским формированиям в борьбе с запрещенным в России ИГИЛ, который наряду с другими непримиримыми исламистами сейчас окопался в провинции Идлиб. При этом Вашингтон категорически не хочет ни о чем разговаривать ни с Тегераном, ни с Башаром Асадом, но не имеет никакого конкретного плана ни своего выхода из конфликта, ни сирийского урегулирования в целом.

Вместо того чтобы попытаться совместно выработать такой план с Москвой, представители администрации Трампа продолжают упражняться в риторике, которую нельзя назвать не то что дружественной, но просто располагающей к конструктивным переговорам. Впрочем, для нынешних российско-американских отношений это вполне характерно. Так что хорошо, что переговоры Болтона и Патрушева пройдут в закрытом формате. Излишняя публичность Москве и Вашингтону сейчас ни к чему — она делает наши отношения только хуже.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию