16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.45 / ₽ 8252
  • RTS1163.50
4 сентября 2018, 07:20 Политика

Настроения россиян по поводу пенсионной реформы изменились? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Доля граждан, готовых протестовать против повышения пенсионного возраста, согласно результатам опроса «Левада-центра», за месяц выросла с 37% до 53%

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Более половины россиян, опрошенных «Левада-центром», заявили о готовности протестовать из-за пенсионной реформы. 53% респондентов готовы лично присоединиться к протестам против повышения пенсионного возраста по месту жительства. В то же время 42% опрошенных сомневаются в своей готовности участвовать в митингах.

Опрос проходил 23-30 августа в 136 населенных пунктах, 52 субъектах РФ. В нем приняли участие 1600 человек старше 18 лет. «Левада-центр» включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Месяцем ранее, наоборот, большая часть респондентов (53%) не были готовы присоединиться к протестам, а 37%, скорее, вышли бы на улицы. За месяц число не определившихся с ответом снизилось с 9% до 5%. Как трактовать эти цифры? Об этом в комментарии Георгия Бовта.

Опрос «Левада-центра», зафиксировавший рост протестных настроений, проходил до телеобращения Владимира Путина, в котором он смягчил ряд положений пенсионной реформы. Кроме того, пока рост таких настроений не особо отразился на рейтинге самого президента. По данным ВЦИОМ — этот опрос также проводился до выступления Путина по телевизору — рейтинг одобрения его деятельности в августе вырос до 66,1%, хотя ранее фиксировалось его снижение. И даже оценка работы премьера Дмитрия Медведева, если верить ВЦИОМ, выросла до 33,3%, тогда как сразу после объявления о планах повышения пенсионного возраста она заметно ухудшилась.

Что касается роста протестных настроений, они, конечно, могут некоторым образом сказаться на результатах «Единой России» на предстоящих региональных выборах 9 сентября. Хотя мне кажется, что выступление президента окажет смягчающий эффект. С другой стороны, пока ни в одном регионе, включая Москву, где предстоят выборы мэра, не заметно, чтобы оппозиция сколь-либо успешно воспользовалась недовольством пенсионными планами и оседлала бы протестную волну в своей предвыборной кампании, и на популярности оппозиционных кандидатов, включая представителя КПРФ в той же Москве, это почти никак не сказалось. 2 сентября в столице по инициативе компартии прошла акция протеста против пенсионной реформы. В ней, по самым оптимистичным оценкам, приняло участие по нынешним меркам довольно много людей — несколько тысяч. Но это не десятки тысяч и тем более не пять миллионов, что примерно соответствовало бы 53-процентному уровню якобы готовности протестовать. Так что ответы социологам вовсе не означают практической готовности выйти в погожий воскресный день, не в мороз и дождь, на официально разрешенный митинг в центре города, даже не на окраине.

Непонятна и ситуация с подготовкой референдума по пенсионной реформе, о намерении инициировать который заявили сразу несколько левых инициативных групп. Сначала ЦИК вроде отказал в его проведении: мол, по подобным вопросам, затрагивающим бюджетную и налоговую сферу, референдумы не положены. Однако впоследствии глава ЦИК Элла Памфилова заявила о готовности провести такой референдум — правда, перед этим должна быть проделана определенная организационная работа. Инициаторы должны зарегистрировать группы с одним и тем же вопросом минимум в 43 регионах. Две группы со схожими вопросами в одном регионе зарегистрированы быть не могут. Рискну предположить, что референдум в результате может быть вовсе не запрещен, а просто сорван по формальным причинам. Во многих регионах, например, могут появиться несколько инициативных групп, а оппозиция, как всегда, не сможет договориться между собой о солидарных действиях. Технически наиболее удобное время для референдума было как раз в Единый день голосования — а потом закон о пенсионной реформе будет уже принят. Это время упущено.

Что касается предстоящих региональных выборов, то пока, судя по всему, установки искусственно нагонять явку нет. Таким образом, будет отсечена большая часть тех, кто мог бы прийти голосовать из-под палки в раздраженном состоянии и волеизъявиться протестным образом. Низкая явка в нынешнем политическом контексте, скорее, сработает на результат партии власти, которая не раз доказывала, что умеет мобилизовать в нужное время нужными методами своих самых твердых лоялистов.

А якобы сенсационные результаты опроса «Левада-центра» о готовности людей протестовать мне чем-то отдаленно напомнили крылатую фразу из Салтыкова-Щедрина — про то, как россияне якобы любят бунтовать: «Встанут на колени перед барским домом и стоят подлецы! И ведь знают, что бунтуют, и все равно стоят!» На коленях перед барскими домами, конечно, давно уже никто не стоит — времена далеко не те, покорность сменила, скорее, апатия. Однако смелость в ответах социологам вовсе не тождественна осознанной решимости в поступках и даже в голосовании на выборах. Так что никаких слишком уж больших неприятностей для партии власти на предстоящих выборах, мне кажется, ждать не стоит.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию