16+
Среда, 16 января 2019
  • BRENT $ 60.63 / ₽ 4060
  • RTS1148.03
8 января 2019, 23:03 Компании
Актуальная тема: Итоги и тренды года

Теперь найдется почти все. «Яндекс» меняет жизнь россиян

Лента новостей

Один из главных трендов года — проникновение в реальную жизнь интернет-площадок. Флагманом стал, конечно, «Яндекс», который в 2018 году бурно развивался

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Я, как и большинство россиян, узнал, что в «Яндексе» «найдется все», в начале нулевых. Тогда поисковик провел активную рекламную кампанию на телевидении, чего, кстати, в тот момент не сделал Google. Но по-настоящему нашлось все сейчас.

«Яндекс» настолько вошел в нашу жизнь, что иногда кажется, нет такой сферы, которую не затронул гигант. Он окрасил улицы российских городов в желто-красные цвета. По дорогам ездят «Яндекс.Такси». По тротуарам идут разносчики «Яндекс.Еды». Товары мы ищем и покупаем через маркет-площадку «Яндекса». Фильмы смотрим с помощью «Яндекс.Видео».

Недавно на «Яндексе» появилась витрина алкоголя. Купить, правда, пока нельзя, закон не позволяет. Но если не выпить, то хотя бы посмотреть.

Это проникновение стало особенно заметным в 2018-м. Компания стала главным ньюсмейкером года. Например, из последнего: «Яндекс» переедет в новое здание на престижном юго-западе Москвы. Сейчас там отель, бары и известный стриптиз-клуб. Кстати, в клубе пока не знают о планах «Яндекса». Business FM позвонила и спросила.

В 2018 году «Яндекс» показывал сумасшедшую, другим словом не назовешь, отчетность. Последняя за III квартал. Чистая прибыль увеличилась на 459%, это почти 5 млрд рублей. Результат объяснили тем, что в этом же периоде в прошлом году у компании были большие затраты, и тем не менее.

Выручка «Яндекс.Такси» за девять месяцев выросла на 344%. Понятно, что это связано с поглощением Uber, но не только, рассказывал Business FM аналитик инвесткомпании «Велес Капитал» Артем Михайлин.

«Яндекс.Такси» достаточно хорошо растет за счет рынка: он все больше поглощает легальный рынок такси. Легальный рынок такси примерно в два раза превосходит основной, на котором действует «Яндекс» (рынок интернет-рекламы). Соответственно, там есть колоссальные возможности для роста», — отмечал эсперт.

И неслучайно сообщения СМИ о том, что Сбербанк может купить «Яндекс», всколыхнули общественность и обрушили акции интернет-гиганта. Это было одним из немногих негативных явлений в жизни «Яндекса» в 2018-м.

Падение объяснялось тем, что компания может перейти в собственность госбанка, а значит и государства, и уже не будет такой эффективной. Но самое удивительное, что при этом люди на рынке в эту сделку не верили, и дело вовсе не в официальных опровержениях «Яндекса» и Сбербанка.

Вот как тогда сообщение комментировал президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган: «Как обычно созревают сделки? Кто-то встречается за рюмочкой чая, за кружечкой кофе. Вначале обсуждают какие-то вопросы. После этого проходят какие-то бесконечные переговоры, встречи, обсуждения, пока люди не выходят на сделку. Означает ли это, кстати говоря, что сделка между Сбербанком и «Яндексом» уже закрыта? Я, честно говоря, не уверен».

Позже оказалось, что эксперт, скорее всего, оказался прав. The Financial Times сообщила, что был всего лишь разговор за чашкой чая. Если все упростить, то, наверное, примерно так: «Может, продадите нам акции?» «Нет». «Ну ладно». Но вообще, разговоры о госконтроле возникли не на пустом месте. Это и есть обещанная цифровизация с четкими правилами.

Есть ощущение, что интернет-площадки во главе с «Яндексом» постепенно вовлекут людей в цивилизованные отношения с государством. В первую очередь это оплата налогов. Вполне может быть, что в перспективе эти площадки будут списывать небольшой налог с самозанятых людей, которые сейчас рекламируют услуги на этих же площадках. Точно так же, как за работающих платит налог работодатель.

Эти тектонические сдвиги проявились и в другой истории — споре «Яндекса» и телеканалов из-за пиратского контента. В итоге помирились. Об уроках этих событий Business FM рассказывал бывший замминистра связи Илья Массух: «Яндекс» и вообще эти платформы являются входом в интернет и в виртуальный мир, и зачастую они переходят уже границы и вторгаются в обычный, в реальный мир. Это видно и по такси, и по всяким сервисам, которые они развивают. Конечно, важно уже рассмотреть вопрос ответственности, кто за что отвечает, потому что пользователь ощущает «Яндекс» как, по сути, владельца той или иной компании, того или иного сервиса и зачастую доверяет».

«Яндекс», конечно, не строит дома и дороги, не проводит электричество, не добывает нефть. Но он и не должен, у него другие задачи. Он — агрегатор, посредник между людьми, компаниями.

Хотя реальные вещи уже тоже есть: «Яндекс.Станция» и «Яндекс.Телефон». И пусть его высмеяли в сети за то, что к «Яндексу» он в основном имеет отношение тем, что там предустановлены его сервисы, но это тоже один из символов проникновения роботов в нашу реальную жизнь. А лучшее доказательство тому — это анекдот. У молодого человека интеллигентного вида спрашивают: «Ты где работаешь?» «В «Яндексе». «А, таксист значит». Все так. Народ не обманешь.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию