16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.18 / ₽ 8226
  • RTS1167.89
20 января 2019, 09:08 Финансы

А у вас списали газ! А у нас?

Лента новостей

Вслед за Чечней другие российские регионы потребовали списания долгов населения за газ, а заодно и по коммунальным платежам. Как федеральные власти будут выходить из ситуации, что скажет «Газпром» и насколько вообще это законно?

Фото: depositphotos.com

Россияне требуют простить им долги. Вслед за Чечней другие регионы заявили о желании списать задолженность за газ, а заодно и за коммуналку. В частности, депутаты башкирского и чувашского парламентов от КПРФ Дмитрий Чувилин и Константин Степанов направили региональным прокурорам соответствующие обращения.

О намерении списать жителям 8,5 млрд рублей за отопление заявил «Газете.Ru» депутат Госдумы от Свердловской области Дмитрий Ионин. Инициативу поддерживают законодатели из Смоленска и Красноярского края. Списать всем россиянам вообще все невозвратные долги по ЖКХ призвал депутат ГД, член фракции КПРФ, член комитета по охране здоровья Алексей Куринный:

— Население хотело с себя списать те долги, которые и так в принципе с него взять невозможно. Речь идет о безнадежных долгах, то есть тех, которые находятся за пределами трех лет. Исковая давность три года, и, соответственно, если ресурсоснабжающая организация, например газовики, выходит в суд и ответчик заявляет о применении срока исковой давности, то все долги, которые за пределами трех лет, с него списываются. Для этого нужны тысячи исков со стороны ресурсоснабжающей организации, нервы, время и все, что с ними связано. И поэтому та практика, которая сейчас, я надеюсь, сформировалась в Чечне по списанию такого рода долгов, она может быть применена по всей России. Не только с газовыми долгами, но и ко всем коммунальным долгам. И те миллиарды рублей, которые сегодня числятся невостребованными со стороны наших граждан, в принципе в рамках обращения прокурора от неопределенного круга лиц можно будет списать. Еще раз повторяю: это вполне законный механизм, который не потребует дополнительных расходов ни со стороны граждан, ни со стороны судов.

— Есть ли какие-то предварительные отклики от ведомств, министерств, региональных прокуратур, которые бы поддержали эту инициативу?

— Нет. Сегодня как раз идет изучение этого опыта, хотя о нем говорят уже давно. Достаточно странная ситуация: на человеке висит, например, долг в несколько сотен тысяч, из которых половина подлежит списанию, но он сам их списать не может, поскольку обратиться в суд должна именно ресурсоснабжающая организация. И вот этот виртуальный долг числится за человеком, а он ничего с этим сделать не может.

— Не может ли это привести к такой практике, что люди просто станут больше не платить, думая о том, что возможно в дальнейшем списание их долгов?

— Нет, это, я думаю, дисциплинирует прежде всего ресурсоснабжающие организации и других коммунальщиков, которые вовремя не обращаются в суд, а потом за пределами уже исковой давности пытаются шантажировать людей. Это их плохая работа прежде всего.

Если федеральная власть позволит Чечне списать долг, что весьма сомнительно, то же самое она вынуждена будет сделать в отношении других регионов. Ей также придется компенсировать «Газпрому» убытки. Все это не вписывается в тенденцию госполитики последних лет, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич:

— Это, конечно, совершенно безумный факт. Во-первых, решение районного суда — это не последняя инстанция, ждем вышестоящих судебных решений. Во-вторых, «Газпром» как-то будет бодаться. В-третьих, то, что «Межрегионгаз» имеет долги по многим республикам Северного Кавказа, там ситуация очень тяжелая. И то, что депутаты делают такие инициативы по другим регионам, это очень правильно, потому что все-таки Чечня, конечно, отдельная история, но уже это переходит все границы. Все-таки единое правовое пространство в каких-то форматах в Российской Федерации должно существовать. Депутаты обострили — молодцы, и чем больше регионов заявят то же самое, тем правильнее. А дальше пусть разбираются. Непонятная ситуация.

— А если это все-таки произойдет, на экономике как-то это скажется?

— Это будет очень плохая история. Потому что Чечня фактически вне правового порядка Российской Федерации. Это такой звоночек. Возможно, будет принято такое решение для смягчения этого безобразия. Долги свыше трехлетней давности списать надо. Означает только одно — люди будут хуже платить по всей стране, и тогда федералам надо думать, как они будут компенсировать. Государство сейчас население доит, и это очень удивительно, если государство вдруг простит долги свыше трех лет, потому что это касается прежде всего республик Северного Кавказа: у них самые большие долги. А российские регионы, за некоторым исключением, платят регулярно.

Федеральная власть попала в сложную ситуацию. К закону случившееся имеет мало отношения. Но теперь любое решение спровоцирует проблемы и массовое недовольство, отмечает политолог и политтехнолог Аббас Галлямов:

— Это Россия, и наличие или отсутствие у кого-то оснований никого не волнует. Ни депутатов, ни рядовых граждан. На закон обращают внимание в последнюю очередь. Первично — целесообразность, выгоды, в этом смысле и элиты, и рядовой избиратель абсолютно одинаково смотрят на ситуацию. И правоохранители точно так же, и суды, и прокуратура смотрит, поэтому не имеет смысла говорить о законе, имеет смысл говорить о политическом желании. Безусловно, с точки зрения политики это очень рискованное решение, потому что, безусловно, все остальные граждане возмутятся и захотят получить то же самое. Почему одним меньше, а другим больше? Избиратель ждет, что власти обеспечат это равенство. С другой стороны, сейчас получить проблему в Чечне — это тоже чревато, тоже рискованно.

— А как вам кажется, как все-таки поступят?

— Я не знаю, как они поступят, потому что они оказались в очень сложной ситуации: что ни сделай, будет хуже. Сохрани это решение, санкционируй его — ты получишь негатив во всех остальных регионах страны, отмени это решение — ты получишь негатив в Чечне, что тоже плохо. Без негатива все равно не обойтись.

16 января Заводской районный суд Грозного по обращению прокуратуры принял решение о списании 9 млрд рублей задолженности населения републики за газ. Долг признали «безнадежным». Прокуратура пояснила свою инициативу тем, что требование об оплате создавало среди населения социальную напряженность и могло привести к массовым протестам. «Газпром Межрегионгаз Грозный», со своей стороны, обжаловал это решение.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию