16+
Среда, 18 сентября 2024
  • BRENT $ 73.67 / ₽ 6736
  • RTS955.80
27 марта 2019, 01:13 ОбществоПроисшествия

Уголовное дело экс-министра по вопросам Открытого правительства: политика или криминал?

Лента новостей

В отношении Михаила Абызова возбуждено уголовное дело. Речь идет о хищении и выводе за рубеж 4 млрд рублей. Свою вину он не признает. Меру пресечения изберут 27 марта

Михаил Абызов.
Михаил Абызов. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Обновлено в 14:04

Михаилу Абызову официально предъявлено обвинение в хищении и выводе за рубеж 4 млрд рублей, за что ему грозит до 20 лет лишения свободы. Экс-министр по вопросам Открытого правительства категорически отказался признать свою вину. 27 марта суд изберет ему меру пресечения.

Абызов, живший в последнее время в Италии, был задержан оперативниками ФСБ в Москве, куда якобы прилетел на день рождения бывшего коллеги. Имя не называется, но 26 марта был день рождения у Аркадия Дворковича. Позднее РИА Новости сообщило, что Дворкович праздновал не в России.

По данным «Интерфакса», Абызова задержали прямо по дороге из «Внуково-3», куда Абызов прилетел на частном самолете. Как пишет «Коммерсантъ», обвинение строится вокруг сделки по продаже четырех энергокомпаний. По версии СКР, структуры Абызова продали их за 4 млрд рублей при реальной стоимости около 180 млн рублей. Адвокаты Абызова утверждают, что он и другие фигуранты дела считают сделку рыночной.

Следственный комитет заявил, что с апреля 2011 года по ноябрь 2014-го Абызов, являясь бенефициаром ряда офшорных компаний, создал и возглавил организованное преступное сообщество, жертвами которого стали Сибирская энергетическая компания и «Региональные электрические сети». При этом с 2012 года Михаил Абызов входил в правительство Дмитрия Медведева.

Сибирская энергетическая компания и «Региональные электрические сети» осуществляют производство и передачу электроэнергии на территории Новосибирской области. Обе принадлежат частным лицам. «Сибэко» основана в 2004 году, с 2011 года является правопреемником «Новосибирскэнерго» в результате реорганизации последней. В «Новосибирскэнерго» Абызов много лет работал топ-менеджером.

В феврале прошлого года контрольный пакет «Сибэко» приобрела Сибирская генерирующая компания. Ее с ноября возглавляет сын писателя Александра Солженицына Степан. Он окончил Массачусетский технологический институт и Гарвард, работал в Нью-Йорке экспертом по энергетике, экологии и градостроительству. С 2004 года Степан Солженицын занимается вопросами энергетики в России. Работал в российском офисе McKinsey, где отвечал за направление электроэнергетики и теплоснабжения. Руководил проектами в области энергогенерации, развития и эксплуатации сетей, сбытовой деятельности.

Владельцем Сибирской генерирующей компании считается миллиардер Андрей Мельниченко. Ранее «Сибэко» входила в бизнес-портфель Абызова.

Вторая компания — «Региональные электрические сети» — возникла в начале 2000-х. В августе 2003 года восемь сетевых предприятий «Новосибирскэнерго» были объединены в одно предприятие — филиал «Электрические сети», который в 2004 году преобразовался в «Региональные электрические сети». РЭС тоже принадлежат коммерческой структуре — инвестгруппе RU-COM, совет директоров которой возглавлял экс-министр Абызов. С 2009 года он полностью контролировал компанию RU-COM, а в сентябре 2013-го передал бизнес в доверительное управление «Региональной компании «Резерв», которая на 100% принадлежит офшору.

В то же время, как пишет «Фонтанка», за два месяца до задержания Абызова на него подал иск владелец группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг. Это следует из картотеки Гагаринского районного суда Москвы. Прежние партнеры по энергобизнесу несколько лет спорят за 500 млн долларов. Как ранее писал Forbes, в 2000-х Вексельберг и Абызов вложились через офшоры в крупную энергетическую компанию «КЭС-Холдинг» (в нынешнем деле против Абызова не фигурирует). Впоследствии бизнесмены якобы разошлись в оценке собственных инвестиций и предъявили друг другу обоюдные претензии в суде Виргинских островов. Но спор, видимо, зашел в тупик.

О задержании экс-министра уведомили премьера. Для него это крайне неприятная ситуация, рассказали источники «Коммерсанта» в правительстве. Владимиру Путину заранее доложили о деле против Абызова. Эксперты обсуждают, чего в этом уголовном деле больше — политики или, возможно, криминала.

Абызов не первый (пусть даже и бывший, но все-таки) высокопоставленный чиновник, против которого возбуждали уголовное дело. Экс-министр экономики Алексей Улюкаев в заключении. В 2017-м по так называемому делу реставраторов был осужден бывший замминистра культуры Григорий Пирумов. В том же году условный срок получил замглавы МЧС Владимир Артамонов за то, что его жена получала зарплату в одном из подведомственных институтов, но на работе не появлялась. В халатности обвиняли бывшего главу Минобороны Анатолия Сердюкова, но его в итоге амнистировали. В списке еще несколько фамилий.

Абызов не первый, но возбуждение дела против него — это все равно информационная бомба. Хотя бы потому, что теперь все гадают, кто следующий. Правда, в контексте дела Абызова речь может идти не только о чиновниках и не только об уголовных делах. Есть еще один список, составленный по другому критерию: люди из определенного круга, у которых в последнее время как минимум изменился статус: Аркадий Дворкович, Сергей Приходько, Игорь Шувалов, Наталия Тимакова и братья Магомедовы, чей статус понижен аж до процессуального. Продолжает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:

Павел СалинПавел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Под прицелом не только и не столько Абызов, потому что, если бы только он и дальше это не пошло бы по цепочке, то это одно, а здесь, судя по всему, все только начинается. Это явно удар по группе Дмитрия Медведева. Но большой вопрос — сейчас это все будет локализовано только на группе Медведева или под ударом окажутся другие системные либералы? Зачем на днях Чубайс дал пресс-конференцию, где заявил, что «Роснано» вернула государству все деньги, которые были потрачены? Это совпадение или тоже появилась какая-то информация у Чубайса?»

Впрочем, есть мнение о том, что политики в случае с уголовным делом Абызова может быть куда меньше, чем бизнеса. Сам Михаил Анатольевич — человек, безусловно, яркий и талантливый, прошедший путь от разнорабочего в минской типографии и грузчика на пивзаводе до министра.

К Абызову как к чиновнику, конечно, много вопросов, главный из которых — а чем, собственно, занимались министр и его ведомство? На этот счет у экспертов мнения разные. Одни говорят, что Абызов запомнился тем, что, как оказалось, можно шесть лет сидеть в правительстве и не отвечать ни за что. Другие говорят, что экс-министру нужно сказать «спасибо» за электронное правительство и прочие госуслуги, а также за как минимум попытки властей снизить регулирующее воздействие на бизнес, у истоков которых якобы именно Абызов и стоял.

Однако в контексте уголовного дела успехи или неудачи Абызова-чиновника особого значения не имеют. По крайней мере, до тех пор пока следователи не заявили об обратном. Пока же напомним историю Абызова-бизнесмена. Активы Михаила Анатольевича связаны с энергетикой. В отрасль он пришел в 1990-х, напоминает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Когда еще существовала единая энергосистема, было буквально несколько регионов, которые уже являлись автономными игроками. Одним из них был Новосибирск. Деятельность Абызова начиналась в энергетике. До этого, как известно, он торговал турецким ширпотребом и дефицитными продуктами питания. Но когда он пришел по-серьезному в электроэнергетику, его деятельность начиналась как раз в компании «Новосибирскэнерго», и потом он вписался в команду Анатолия Чубайса. И, собственно, тогда начались знаменитые изменения, он принимал в них непосредственное участие. И потом энергетику начали перекраивать. Так возникла новая компания Абызова».

По итогам 2015 года Абызов стал самым состоятельным министром России, заработав 456 млн рублей. В прошлом году Forbes оценил состояние Абызова в 600 млн долларов, и в списке «200 богатейших бизнесменов России» он занимал 162-е место.

Но к тому, как Абызов вел бизнес, у его партнеров были вопросы. В частности, кредиторы компании Абызова «Группа Е4», среди которых Альфа-банк, через суд требуют от экс-министра и его компаньонов свыше 33 млрд рублей. Некогда мегауспешная инжиниринговая компания, выполнявшая заказы «Газпрома» и «Лукойла», строившая гидроэлектростанции, в 2016 году обанкротилась. В общем, правоохранительным органам есть о чем поговорить с Абызовым-бизнесменом, считает директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов.

Григорий ДобромеловГригорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований «Внутри системы была информация, было известно о том, что есть со стороны правоохранителей претензии к Абызову. И именно во многом этим, помимо немножко странного статуса «министра без портфеля», объяснялось то, что вот-вот Абызов уйдет и в новом составе правительства его уже не будет. Конечно, можно сказать, что это некоторый удар по системным либералам, но я бы не сводил это к политической борьбе: все-таки в первую очередь здесь, наверное, деятельность правоохранительных структур. А то, что это дело возбудилось именно сейчас, конечно, надо сказать, что есть определенный цикл работы правоохранительных органов, когда им надо было собрать необходимую доказательную базу. А пока он был министром, это сложно было делать. Плюс ждали, наверное, его возвращения в Россию».

Тучи над Абызовым сгустились после того, как он покинул кабмин. Его Открытое правительство после этого закрыли. И это самое слово сейчас явно вызывает у экс-министра самые неприятные ассоциации.

Михаилу Абызову теперь может грозить до 20 лет лишения свободы по статье Уголовного кодекса о создании преступного сообщества. Как уточняет «Интерфакс», согласно Уголовному кодексу РФ деяния, предусмотренные статьей 210 (организация или участие в преступном сообществе), наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Часть 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество», по которой также подозревается экс-министр, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Между тем в Красноярске открывается экономический форум, организованный правительством России. Глава оргкомитета — вице-премьер Дмитрий Козак. Дмитрий Медведев в спикерах не заявлен, хотя в прошлые годы выступал. Предыдущий, Российский инвестиционный форум в Сочи, прошел на фоне задержания основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Kалви.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию