«Аватар» вдохновил производителей очков
Лента новостей
Один из последних лидеров проката — «Аватар» Джеймса Кэмерона, вышедший и в стереоверсии, не только борется за лидерство в рейтинге, но и стимулирует конкуренцию между производителями оборудования для просмотра фильмов с 3D-эффектами
Высокодуховные жители планеты Пандора с синей кожей и кошачьими глазами защищают свою планету от нашествия людей, стреляя в них настолько ядовитыми стрелами, что зрители в кинотеатре забывают есть попкорн, потому что им кажется, что стреляют в них — такова волшебная сила стереоискусства.
«Аватар» Джеймса Кэмерона не только борется за лидерство в рейтинге американского проката в последний уик-энд 2009 года, что ему бесспорно удается, но и стимулирует конкуренцию между производителями оборудования для просмотра фильмов с 3D-эффектами.
С момента премьеры в Лондоне, состоявшейся 10 декабря, «Аватар» успел собрать на просмотрах 615 млн долларов, из которых 212 млн долларов собраны в США, а 20 млн — в России, что для местного рынка очень неплохо. Одновременно фильм заставляет бороться между собой четыре компании с тремя различными технологиями производства 3D-эффектов.
У каждой компании свои передовые технологии, весьма отличные от тех, которые использовались для изготовления очков для просмотра первого стереофильма «Дьявол Бваны» (Bwana Devil), пишет газета The New York Times.
В 1952 году в прокате появилась первая стереоскопическая цветная кинолента Bwana Devil, снятая Архом Оболером. Фильм демонстрировался с помощью двойного проектора, который использовал поляризующие фильтры. Каждый из проекторов вмещал пленки не более чем на час поэтому было необходимо делать перерывы в сеансе, во время которых в аппарат заряжали вторую часть фильма. Эти антракты учитывались в сценарии и чаще всего приходились на какой-либо завораживающий момент, чтобы зрители не вздумали уйти.
Современные технологии основаны на том же принципе: глаза видят разные картинки, а мозг составляет их в одну, стереоскопическую. Однако очки, использующие одну из трех современных технологий, совершенно бесполезны в кинотеатрах с другой проекционной системой.
Нынешний лидер рынка — компания RealD изготовила около 4 млн очков к премьерному уик-энду фильма «Аватар» в США. RealD использует технологию поляризованных линз и продает свои очки по цене около 65 центов за штуку. Другой вендор — MasterImage 3D использует ту же технологию.
Dolby Laboratories — компания, которая разрабатывает звуковые системы для кинотеатров, также производит очки, однако не с поляризованными стеклами, а с цветными. За пару таких нужно будет выложить около 28 долларов.
Еще одна компания, работающая в этой области, XpanD, разработала очки в которых ЖК-шторки, работающие на батарейках, открываются и закрываются так, что каждый глаз видит разные кадры фильма. Такие очки стоят более 50 долларов за пару.
Естественно, каждая компания утверждает, что ее очки и проекционные системы гораздо лучше, чем у конкурентов.
Пока компании дерутся за лидирующее положение, 3D-технологии находятся в зачаточном состоянии.
Режиссер фильма «Аватар» Джеймс Кемерон совершенно не хочет становиться маркетинговым инструментом. Он хвалит продукцию компании RealID, но он сам, его жена, а также бизнес-партнеры на премьере в Японии были в очках компании Xpand.
Борьба за лидерство среди производителей 3D-оборудования совершенно понятна: у них появилась возможность оторвать любителей кино от домашних широкоэкранных телевизоров и заманить в кинотеатры с четким изображением. Кроме того, борьбу за самые большие продажи очков могут подстегнуть и компании-производители телевизоров, которые задумались о производстве более дорогих домашних телевизоров с технологией 3D.
Несмотря на маркетинговые усилия компаний, когда дело доходит до выбора той или иной технологии 3D, кинотеатры принимаю решение исходя из ответа на один вопрос: хотят ли они помимо проката заниматься еще и мытьем очков.
Дорогие очки компаний Dolby и Xpand служащие кинотеатров не выбрасывают, а отправляют в посудомоечные машины. Обе компании рекомендуют кинотеатрам приобретать посудомоечные машины промышленной мощности.
Кстати, поскольку очки дороги, компании также предлагают чипы, предотвращающие кражи. Если посетитель захочет унести с собой очки, то сработает сигнализация на входе. Также Xpand предлагает своим партнерам-кинотеатрам одноразовые салфетки, которые те могут выдавать вместе с очками всем посетителям.
RealD, чьи дешевые одноразовые очки раньше выбрасывались, теперь предлагает другой вариант: кинотеатры могут возвращать очки в компанию, которая чистит и ремонтирует, переупаковывает, а затем снова отправляет на реализацию.
За всеми этими деталями порой теряется главный вопрос: создает ли одна из систем просмотра 3D изображение лучше, чем другая?
«Я не думаю, что потребители заметят разницу», — говорит Джо Миралья (Joe Miraglia), генеральный директор сети голливудских кинотеатров ArcLight Cinemas, которая использует каждую из трех систем в нескольких кинотеатрах.
Хотя технология RealID используется в нескольких кинотеатрах ArcLight Cinemas, для флагманского кинотеатра Cinerama Dome была выбрана технология компании Xpand. Она очень похожа на ту, что будет использована в продукции Panasonic, Sony, которую они выведут на рынок в следующем году и которая называется 3D HDTV. В последнее время производители электроники установили стандарты производства 3D Blu-ray дисков и проигрывателей.
Правда, для того, чтобы потребители начали покупать 3D очки так же часто, как и заказывают попкорн, компаниям–производителям потребуется помощь дизайнеров. Большая часть очков сейчас напоминают панорамные солнцезащитные очки, которые предпочитают люди в возрасте за 60; молодым зрителям они не очень по душе.
Компании RealID и Xpand надеются, что 3D очки скоро войдут в моду, потому в дополнение к стандартным компании разрабатываются детские очки, а также версия для модников, которые те смогу носить, не стесняясь себя в трехмерном мире.
Некоторые эксперты даже думают, что в скором времени такие очки станут тем же, чем в свое время стал iPod.