Снова F-35: истребитель ВВС Японии потерпел крушение над Тихим океаном
Лента новостей
Ранее бомбардировщик Воздушных сил самообороны страны пропал с экранов радаров во время тренировочного полета. Это уже вторая катастрофа американского бомбардировщика F-35
Министр обороны Японии Такэси Ивая сообщил, что исчезнувший накануне с радаров истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35A Военно-воздушных сил самообороны страны разбился над Тихим океаном. Обломки самолета найдены во время поисковой операции. «Мы обнаружили части хвоста самолета, поэтому мы предполагаем, что он разбился», — заявил он.
Истребитель F-35A вместе с тремя другими самолетами вылетел с военной базы Мисава в префектуре Аомори и выполнял тренировочный полет. Связь с ними пропала через 30 минут после запуска. В это время самолет находился над Тихим океаном в 135 километрах от японского побережья. На борту F-35A находился один 40-летний пилот, сейчас все силы направлены на его поиски. «Мы сделаем все для спасения его жизни», — подчеркнул Ивая.
Это уже вторая катастрофа американского бомбардировщика F-35, который считается самым дорогим современным истребителем в мире: его цена составляет 90 млн долларов. В конце сентября 2018 года самолет разбился в штате Южная Каролина (США). В прошлом году Израиль впервые в мире применил F-35A на поле боя: предположительно, в воздушной операции в Сирии.
Насколько болезненным для США может оказаться уже вторая катастрофа якобы «самого продвинутого истребителя в мире»? Об этом рассуждает военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин:
Виктор Литовкин военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке «Нет, конечно, не дискредитируют. Но все, что тяжелее воздуха, летать не может из-за того, что оно будет падать, по идее. Самолет новый, безусловно, у него масса недоработок. Американцы торопятся его продать, не проведя серьезных испытательных работ. Самолет недоработан, это все признают. Когда на нем работают строевые летчики, всякое может произойти. Мы пока не знаем, кто в этом виноват: то ли сам самолет, то ли пилот совершил чудовищную ошибку. Знаете, жадность и стремление быстрее окупить свои затраты всегда подводят. Я не исключаю, что здесь такой случай».
Как сообщили в Минобороны Японии, разбившийся F-35A был первым самолетом этой модели, построенным на предприятии в Японии, а не в США. Вероятно, это может указывать на локальный характер проблемы и исключить связь двух катастроф.
Известно, что перед исчезновением с радаров самолет подал сигнал об экстренном завершении миссии, а не сигнал бедствия. Как пишет CNN, это может означать, что пилот считал, что контролирует ситуацию.
Александр Широкорад военный эксперт «Пилот мог предположить, что контролирует ситуацию. В авариях столь высокоскоростных и энергетически мощных машин играют роль секунды, а то и доли секунды. Он мог в какой-то момент считать, что контролирует, а далее нет. Тем более, насколько я понял, пилот не спасся. Причем самое интересное, что он исчез с радаров, это совершенно явная дезинформация. Как самолет может исчезнуть с радаров? Его ведут, это же не какие-то радары 1979 года. Курс, высоту, скорость и так далее. Собственно, если поднять материалы радиолокационных станций, можно определить траекторию полета».
Главной особенностью F-35 разработчики называют его универсальность: он пригоден для использования в ВВС, морской пехоте и на авианосцах. Технология способна скрыть истребитель от радаров при проникновении на территорию противника. Критики проекта, ведущую роль в котором играет корпорация Lockheed Martin, указывают на дороговизну и недостаточную боевую эффективность F-35.