16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1136.29
29 мая 2019, 12:30 Компании

Силуанов: «Транснефть» должна сама нести ответственность за свои «косяки»

Лента новостей

По словам первого вице-премьера и министра финансов, государство не будет через пониженные дивиденды компенсировать компании убытки за «грязную» нефть в нефтепроводе «Дружба»

Антон Силуанов.
Антон Силуанов. Фото: Данил Айкин/ТАСС

Обновлено в 15:50

Государство не должно через пониженные дивиденды компенсировать «Транснефти» убытки из-за загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба», заявил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. По его словам, компания должна самостоятельно нести финансовую ответственность за ситуацию, сложившуюся с экспортным нефтепроводом.

«Вы хотите сказать, чтобы государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти? Мне кажется, это не совсем правильно», — сказал министр, отвечая на вопрос, может ли быть снижен порог дивидендов «Транснефти» из-за ситуации с «Дружбой».

«Любые вопросы могут обсуждаться, но если спросить мое мнение — это неправильно, это будет, по сути, бюджетная компенсация за недоработки компании, которая не выполнила свои контрактные обязательства по поставке качественной нефти», — отметил Силуанов.

«Транснефть» ответила на слова министра финансов Антона Силуанова. Советник президента компании Игорь Демин напомнил о взрыве рядом со зданием Минфина 22 года назад автомобиля тогдашнего первого замминистра финансов РФ Андрея Вавилова, отметив, что никто не назвал это «косяком» в работе министерства. «Полагаю, что в данном случае Антон Силуанов был ориентирован на информацию, распространяемую недоброжелателями компании «Транснефть», — добавил он.

«Транснефть» увидела в словах Силуанова прямое обвинение в ситуации с «Дружбой» — оттуда и такая резкая реакция, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

Павел СалинПавел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Сам факт подобной полемики свидетельствует о том, что сверху спущено указание найти ответственного за этот инцидент, который ударил по имиджу России как надежного поставщика энергоносителей на мировых рынках. Самое главное — этот поиск вошел в завершающую фазу. Судя по всему, решено и согласовано наверху, что отвечать все-таки придется «Транснефти». Отвечать придется достаточно значительными суммами, что вызывает крайнее недовольство госкомпании. Возможно, она не готова к такому развитию событий, отсюда и такая реакция. Здесь на кону не только и не столько вопрос денег, сколько вопрос последующих кадровых решений. Если руководство «Транснефти» признает себя полностью виновным в этой ситуации, то вслед за материальными компенсациями могут быть приняты и некоторые кадровые решения, которые руководство «Транснефти» устроить не могут».

Вице-премьер, кажется, переживал исключительно о государственной казне, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Я не думаю, что заявление Силуанова было направлено против Токарева [президент «Транснефти»], как это сейчас пытаются изобразить. Понятно, что тема с «Дружбой» имеет внутрироссийское измерение. Задача Силуанова — собирать деньги в бюджет. Конечно, ему очень не понравилась идея заплатить штрафы или компенсации по этой истории. Я, кстати, не думаю, что это будет какая-то серьезная сумма. Ремонт по этим заводам — тоже большой вопрос, потому что белорусские предприятия давно работают на полную мощность. Вообще неясно, что они там ремонтировали. Когда говорят, что мы возьмем эти издержки «Транснефти», конечно, Силуанову это не нравится, потому что это означает, что фактически за эту историю заплатит государственный бюджет. Силуанов вообще человек, который за словом в карман не лезет. Прежде всего, мне кажется, он говорил именно про перспективу того, что за все это бюджет не будет платить, а не про Токарева и его персональную ответственность. Что касается того, кто виноват в этой истории: Total, Eni, поляки. Они же предъявляют претензии не «Транснефти», а компаниям-поставщикам. «Транснефть» оказала транспортную услугу. Нефть была наших компаний, которые говорят: «Ну, мы все это Токареву отправим. Пусть он оплачивает». Токарев может из дивидендов заплатить, а может отправить счет в Самару. Там под следствием сидят банкроты, естественно, они ничего не заплатят. В итоге Белоруссия предъявит претензии Российской Федерации. То есть опять деньги придется брать из государственного бюджета, поэтому здесь эмоциональная реакция Силуанова понятна. Он в деталях не разбирается, кто в Самаре что влил, откуда дихлорэтан. Но он четко понимает, что дело пахнет тем, что за все это будет платить государственный бюджет: либо напрямую, либо из дивидендов «Транснефти». Его это не устраивает, он это высказал. Токарев понимает, что его оппоненты используют его для того, чтобы все-таки убедить Путина его убрать. Конечно, «Транснефть» тоже прореагировала эмоционально. Непонятно, причем тут взорванный Mercedes Вавилова. Я совершенно не вижу здесь никаких внятных параллелей, но понятно, что надо было как-то эмоционально прореагировать. Привели очень странный пример, но прореагировали очень жестко, потому что сейчас такого рода трактовки воспринимаются как персональный наезд на Токарева».

Правительство страхуется от дальнейших просьб «Транснефти» о финансовой поддержке, когда убытки компании будут подсчитаны, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Александр ПасечникАлександр Пасечник руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности «Если брать заявление Минфина в целом, оно логично, потому что, если уж по существу, понятно, что идет расследование, на первом этапе в этой истории уличены мелкие игроки как виновники, но с них будет нечего взять по большому счету. Если выставить их имущество на аукцион и провести процедуру банкротства, я не думаю, что это будет та сумма, которая может покрыть убытки. Те, кто выставляет претензии, ждать не будут, потому что следствие может длиться годами, а им нужно сейчас. Поэтому «Транснефть» готова покрыть все издержки. Вопрос только, как потом «Транснефть» будет, если она косвенно, а не прямо виновата, изыскивать эти средства с балансов мелких нарушителей. Здесь Минфин страхуется, как я понимаю, проблемы «Транснефти» не должны ложиться на федеральный бюджет».

Тем временем поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» временно прекращены на нескольких участках. Сейчас Белоруссия отправляет загрязненную хлоридом нефть назад в Россию. Практически полностью восстановлены поставки по южной ветке: чистая нефть поступает в Словакию, Чехию и Венгрию. Из-за заморозки транзита через Польшу страдают предприятия Германии. Об этом подробнее рассказала специальный обозреватель Business FM в Европе Мария Волкова.

Мария Волкова специальный обозреватель Business FM в Европе «Грязная нефть «Дружбы» может привести к банкротству немецких компаний, которые занимаются продажей нефти. Речь идет о предприятиях на востоке Германии. Такое заявление накануне сделал представитель Саксонского топливного союза. Задействовать государственные нефтяные резервы пока не планируется, но потребители бензина, керосина и дизеля переведены на поставки нефтепродуктов из западной части Германии. Так, например, представители авиационной отрасли еще в апреле заявили, что авиакомпании будут стараться избегать заправки своих самолетов в Берлине и любых других аэропортах на востоке страны. Цены на бензин и дизель в Германии тоже выросли до рекордного уровня этого года. Как пишет Der Spiegel, Россия поставила под удар свою репутацию надежного поставщика качественных нефтепродуктов. Почти треть нефти Германия получает из России. Претензии к Москве исчисляются сотнями миллионов евро. Они связаны с повреждением оборудования на немецких заводах из-за затянувшихся перерывов в работе, хранения, отправкой нефти обратно поставщику, а также с претензиями потребителей. Инцидент с «Дружбой», с одной стороны, крупнейшая авария в российском топливно-энергетическом комплексе за последние десятилетия, а с другой — внимание к ней прессы в Германии, например, минимально. Как сообщает DW, на международном уровне о проблеме заговорили только после того, как тревогу забила Польша, призвав Россию и российские компании нести финансовую ответственность за ошибки, а также как можно быстрее возобновить поставки чистой нефти. На прошлой неделе в Варшаве прошли переговоры между представителями немецких и российских нефтеперерабатывающих концернов, а также представителей министерств экономики Германии, Польши и России».

Россия обязалась к 1 июля очистить от загрязненной нефти все три нитки трубопровода «Дружба». Первую нитку «Дружбы» на территории Польши можно запустить к 9 июня при признании «Транснефтью» претензий немецких и польских НПЗ.

Проблема возникла в апреле, когда загрязненное хлоридами топливо попало в трубопроводную систему в Самарской области. Уже арестованы четыре человека (руководители и заместители директоров нефтяных компаний в деревне Николаевка, где находится узел слива «Дружбы»). Их подозревают в краже чистой нефти на 1 млн рублей и замене украденного загрязненным сырьем, что привело к предположительным убыткам «Транснефти» на миллиарды долларов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию