16+
Понедельник, 14 октября 2024
  • BRENT $ 77.26 / ₽ 7422
  • RTS906.00
20 июня 2019, 13:23 Политика

Путин: «Одно дело, когда министр скажет, а другое дело, когда я скажу»

Лента новостей

На «Прямой линии» президент ответил на вопросы о доходах населения, проблемах здравоохранения, мусорной реформе, арестах предпринимателей и применении антинаркотических статей

Владимир Путин.
Владимир Путин. Фото: kremlin.ru

Обновлено в 16:30

Первый час «Прямой линии Владимира Путина» оказался посвящен двум темам — доходам населения и здравоохранению. Россиянам стало тяжелее жить, признал президент, отвечая на жалобы о том, что люди стали зарабатывать меньше.

Путин напомнил, что несколько лет назад Россия столкнулась с несколькими шоками, подорвавшими ситуацию на отечественном рынке и отрицательно сказавшимися на социальной сфере. Вместе с тем, по словам главы государства, реальные доходы граждан постепенно восстанавливаются после спада в течение нескольких лет.

Владимир ПутинВладимир Путин президент Российской Федерации «Действительно, реальные доходы граждан сокращались в течение нескольких лет. Самый большой спад был в 2016 году, по-моему. Сейчас постепенно доходы начали восстанавливаться. Нам нужно разделить два понятия: реальные располагаемые доходы населения и заработная плата. Что касается заработных плат, рост есть — и в номинальном выражении, и в реальном выражении. В номинальном выражении это выглядит так: в 2017 году была начисленная заработная плата в экономике 33,2 тысячи, а в этом году — уже почти 44 тысячи. Последние данные, по последним месяцам, — 45 тысяч. Я сразу хочу оговориться, я хочу, чтобы на меня люди, которые сейчас сидят в интернете или у телевизора, не сердились за то, что у них нет таких заработных плат. Это естественное дело. Я говорю о средних цифрах. Почему? Потому что у нас большая разница и по отраслям, и по регионам. Одно дело, люди получают деньги в Тыве, скажем, а другое дело — в Москве. Либо в Тюмени, либо в Ингушетии. И по отраслям: в «нефтянке» одно, в финансовой сфере — другое, в машиностроении — третье, поэтому и я, и некоторые другие коллеги — мы вынуждены пользоваться средними цифрами. Но они все-таки показывают тенденцию. Так вот, было 33 с небольшим тысячи, сейчас начисленная заработная плата почти 45 тысяч. Кстати говоря, при повышении заработной платы это так или иначе коснулось 44 миллионов человек».

В самой студии, где президент отвечал на вопросы, было много спортсменов и деятелей искусства: гимнастка Алина Загитова, футболист Артем Дзюба, тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов, балерина Светлана Захарова, актеры Александр Петров и Евгений Миронов.

Следующей большой темой обсуждения стало здравоохранение. Президент назвал три основные проблемы: доступ к первичной медпомощи, дефицит специалистов, лекарственное обеспечение. Передавая слово главе Минздрава Веронике Скворцовой, Путин заявил: «Я сейчас дам слово Веронике Игоревне. Но я тоже хочу, чтобы меня услышали, особенно в регионах. Одно дело, когда министр скажет, а другое дело, когда я скажу».

«Я хочу, чтобы меня услышали, особенно в регионах, потому что одно дело, когда министр скажет, а другое дело, когда я скажу. Из двух источников мы обеспечиваем лекарствами граждан страны: это федеральный источник и региональный. Федеральные деньги в этом году, в феврале, полностью перечислены в регионы Российской Федерации. Тем не менее мы наблюдаем сбои по некоторым лекарствам. Кстати, по разным лекарствам разная ситуация: по онкологии одно, по диабету — другое, но они полностью перечислены. Что мы видим? Мы видим, что во многих субъектах Российской Федерации не вовремя организуются соответствующие процедуры, аукционы не вовремя проводятся, нет достаточно хорошо налаженной системы информации, даже в рамках одного региона. Смоленская область сейчас, буквально два дня назад, докладывала об этом. Могу ошибиться, сейчас она [Скворцова] скажет, какая область. Склады завалены лекарствами, а потребителю не поступают. Почему? А потому что в распределительной системе просто нет информации о том, что на складах делают. Что касается регионального звена, часть жизненно важных препаратов закупается в регионах, но, к сожалению, только в семи из них по полному списку. Во всех остальных список этих жизненно важных, необходимых людям лекарств сокращается, они просто не закупаются».

В «Прямой линии» можно отметить новые тренды: вопрос президенту задала 15-летняя инстаграм-блогер.

— Здравствуйте, Владимир Владимирович. Меня зовут Катя Адушкина, мне 15 лет, я видеоблогер. Также увлекаюсь музыкой и танцами. Но, как всех школьников во всем мире, меня очень интересует проблема ухудшения экологии. Сейчас в России начинают появляться точки сбора раздельного мусора, но в интернете говорят о том, что в итоге все равно весь мусор сваливается в одну кучу. Как вы будете бороться с этой проблемой? Возможно, есть какие-то планы по ее решению?

— Это большая проблема у нас. Она возникла не вчера. Мы много раз об этом говорили, возвращались к этому. Заниматься этим начали буквально года два-три назад. Выяснилось, что мы десятилетиями накапливали мусор, бытовые отходы, и никто этим как следует никогда не занимался. Мы генерируем ежегодно 70 млн [тонн] отходов. И на самом деле, никто не занимается в промышленном смысле переработкой этих отходов. Это огромная проблема, тем более что полигоны скапливались десятилетиями еще с советских времен. Это усугубляется еще и тем, что у нас общество превратилось все-таки в значительной степени в общество потребления. Новые упаковки появились, много пластика сейчас применяется. В Тихом океане целые острова величиной со среднюю европейскую страну образовались, и там эффект линзы работает таким образом, что влияет на климат уже на всей планете. Для нас это огромная проблема, поэтому, конечно, мы будем этим заниматься. То, что показали сейчас, это безобразие, надо посмотреть, где, в каких районах, в каких субъектах Федерации это происходит. Люди должны видеть результаты, конечно. И это не тот случай, когда нужно оттягивать на 20 лет. Эти результаты люди как раз и должны почувствовать сейчас. Много таких вещей. Надеюсь, что нам удастся это сделать, навести там порядок в ближайшее время. И, конечно, несмотря на то, что это вроде непривлекательная тема — мусор, но и я тоже буду за этим поглядывать.

Ведущие в студии подняли тему санкций и возможности «помириться» с Западом. Президент в ответ заявил, что Россия и Запад понесли обоюдные потери. «Если мы полностью сдадимся и наплюем на свои национальные фундаментальные интересы, будут ли какие-то изменения? Может быть, какие-то внешние сигналы будут, но кардинально ничего не изменится», — сказал Путин.

«Во-первых, что значит «помириться»? Мы ни с кем не ругались, и желания с кем-то ругаться у нас нет. Во-вторых, что это даст, чего не даст и что мы теряем. Смотрите, по экспертным данным, в результате всех этих рестрикций и ограничений Россия за эти годы, начиная с 2014 года, недополучила около 50 млрд долларов, Евросоюз потерял 240 млрд долларов, США — 17 млрд долларов (у нас с ними небольшой торговый оборот), Япония — 27 млрд долларов. Все это отражается на рабочих местах в этих странах, в том числе и в странах Евросоюза, они теряют наш рынок. Эти потери приблизительные. Но кое-что мы и получили. Во-первых, мы должны были — и мы это сделали — включить мозги по поводу того, что и как нам нужно делать в высокотехнологичных секторах экономики. У нас программы так называемого импортозамещения на 667 млрд рублей. Это заставило нас развивать даже те направления, где раньше у нас не было компетенции. Допустим, у нас в Советском Союзе и в новой России никогда не было отечественного морского двигателестроения, мы все закупали за границей. Оказалось, что недостаточно уметь производить морские двигатели вообще, морские двигатели — это особая история, это отдельная наука, отдельная отрасль, отдельная компетенция. Мы за несколько лет это сделали. У нас появились свои двигатели, причем не только не уступающие, а в чем-то превосходящие западные аналоги. Так же и по очень многим другим направлениям, например, транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение, я уже не говорю про сельское хозяйство. Так что по многим направлениям это нас мобилизовало».

Вопрос об арестах бизнесменов президенту задал общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи. Но Владимир Путин ответил, что полностью исключить арест тоже нельзя.

Хуруджи: У меня огромная просьба как у человека, который каждый день сталкивается с большим количеством обращений от предпринимателей со всей страны, дать шанс именно под залог выходить. Пока никто из тех, кто выходил, не убегал.

Путин: Так и хочется сказать: от нас не убежишь, у нас длинные руки. Но, к сожалению, убегают, вы знаете, и отсиживаются где-то за бугром, а наши так называемые партнеры не спешат даже при абсолютно очевидных вещах, связанных с уголовными правонарушениями или даже просто гражданскими, не спешат никого выдавать. Но это отдельная тема, хотя бывает, что и выдают. Но вы правы в том, что нельзя злоупотреблять этими арестами, особенно в сфере экономических правонарушений. Здесь я с вами полностью согласен. Вы наверняка слышали, что я говорил в своем послании этого года. Я именно это же и говорил. Можно ли использовать в качестве меры пресечения и более широко использовать залог? Можно и даже нужно, наряду с домашним арестом, наряду с подпиской о невыезде. Все это нужно шире использовать, я согласен, но полностью исключить арест тоже нельзя, потому что, если богатый человек будет бесконечно откупаться, то нам рядовые граждане, которые слушают, миллионы людей скажут: значит, если он богатый, ему все возможно, откупился, деньги отдал и ушел от ответственности? Этого тоже нельзя допустить. Но во всем должна быть мера, и такой способ обеспечения деятельности правосудия, как залог, конечно, должен шире использоваться, я не сомневаюсь. Одна из самых главных проблем сегодня — это бесконечное содержание под стражей. Я уже просил об этом и Генеральную прокуратуру, и Верховный суд, чтобы они проанализировали ситуацию и сделали предложение. Но я сейчас хочу скорректировать эту просьбу по срокам и прошу, чтобы до конца года, хотя бы до конца ноября — начала декабря, Генпрокуратура и Верховный суд сделали свои предложения».

Владимир Путин в ходе «Прямой линии» сам затронул дело журналиста Ивана Голунова. Это произошло после того, как Нюта Федермессер подняла вопрос о применении антинаркотических статей к медикам, из-за чего врачи боятся использовать опиоидные анальгетики. Путин призвал выработать систему отчетности и фиксации в обороте наркотических средств при паллиативной помощи. Президент попросил Татьяну Голикову подготовить предложения, а после высказался о деле Голунова:

«У нас действительно за нарушения в сфере оборота наркотиков очень много обвинительных приговоров. Более того, от всего количества тюремного населения, условно говоря, 26% сидельцев как раз по статьям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, наркотических средств и препаратов, прекурсоров. Нужно ли либерализовать эту сферу деятельности? На мой взгляд, нет, потому что угроза для страны, для нации, для нашего народа очень велика. Поэтому, если человек хранит незаконно, перевозит, транспортирует, распространяет даже небольшие объемы и дозы, нужно нести за это ответственность, и никакой либерализации здесь быть не может. Другое дело, что нужно наладить контроль за деятельностью правоохранительных органов, чтобы не было никаких правонарушений с их стороны, чтобы ради галок людей в тюрьму не сажали, чтобы не было таких случаев, как с теми журналистами. Кстати говоря, и генералы были за это уволены. Надеюсь, будут проведены необходимые следственные действия по выявлению всех виновных, которые создали эту ненормальную ситуацию. И здесь, повторяю, самое главное — наладить контроль. Поэтому думаю, что я поговорю еще и с Генпрокуратурой, с ФСБ, с министерством внутренних дел, может быть, в системе собственной безопасности МВД создать особые отдельное направление, которое бы контролировало эту сферу деятельности, и ФСБ не мешало бы этим поплотнее заняться».

В ходе «Прямой линии» президент решил отреагировать на одно из сообщений, появляющихся на экране. Путин озвучил вопрос зрителя: «Куда нас ведет эта банда патриотов во главе с «Единой Россией»?

«Я считаю, что, когда люди берут на себя ответственность, в том числе за принятие не очень популярных, но чрезвычайно нужных стране решений, это значит, что это зрелые люди, которые ставят своей целью, целью своей жизни, целью своей политической карьеры укрепление страны и улучшение жизни людей в итоге. Я не буду называть бандой тех людей, которые были у руля в 90-х годах, но хочу отметить, что за это время у нас полностью развалилась социальная сфера, промышленность, оборонка, мы утратили оборонку, мы практически развалили вооруженные силы, довели страну до гражданской войны, до кровопролития на Кавказе и поставили страну на грань утраты суверенитета и развала. Надо прямо об этом сказать. Поэтому, конечно, далеко не все люди, которые работали в 90-е годы, несут за это ответственность, но наверняка, если ведь это произошло, за это ответственность должны нести. Я повторяю, не хочу называть их бандой, но это результат их работы».

Еще один вопрос, который зачитал президент: когда чиновники будут получать такую же зарплату, как рядовой работник? Путин вспомнил известную шутку: мы должны работать не для того, чтобы не было богатых, а для того, чтобы не было бедных. Президент отметил, что, если резко понизить зарплату чиновников, тогда не удастся найти достаточно квалифицированных кадров-управленцев. «В чем я согласен, разница не должна быть колоссальной», — отметил глава государства.

А вот что президент ответил на вопрос из Магадана о 9 млрд полковника Захарченко, какой была реакция главы государства, когда он узнал о складированных миллиардах коррупционеров:

«Иногда лучше вслух не произносить. Не смешно, на самом деле. Когда действительно узнаешь о миллиардах, просто нет слов, во всяком случае печатных. Но повторяю еще раз, это не должно нас останавливать в борьбе с этим явлением».

«Прямая линия» прошла в традиционном формате: с сюжетами корреспондентов из разных регионов, параллельно к разговору подключались профильные министры.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию