16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.90 / ₽ 8176
  • RTS1160.60
20 июня 2019, 17:25 Общество

Следственный комитет предложил ввести новые уголовные наказания за врачебные ошибки

Лента новостей

В Уголовный кодекс хотят добавить две новые статьи, срок лишения свободы по которым составит до шести и семи лет соответственно. К чему может привести инициатива?

Фото: depositphotos.com

Обновлено 21 июня в 10:53

Следственный комитет подготовил законопроект, который вводит новые уголовные наказания за врачебные ошибки и некачественное оказание медпомощи.

В случае принятия поправок в Уголовном кодексе появятся две новые статьи: о ненадлежащем оказании медицинской помощи или услуги, а также о сокрытии такого преступления. В случае гибели двух и более пациентов предусмотрено лишение свободы на срок до шести лет. Сокрытие, подмена документации или недостоверные сведения будут караться заключением до четырех лет или штрафом до миллиона рублей.

Ведомство также предлагает внести поправки в статью о незаконной медицинской деятельности. Работа врачом по поддельным документам грозит лишением свободы до четырех лет.

Под следствие может попасть любой медработник, так как непонятно, как и кем будет проводиться экспертиза, считает зампредседателя Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Тамара Богданова.

— Сразу скажу, к чему это может привести. Будет резкий отток кадров из медицины, потому что непонятно, как этим будет заниматься следствие, какие экспертизы будут проводиться, кто будет выносить экспертные заключения. Это очень большой вопрос. Еще у нас есть такая особенность, когда «правильность» назначенного лечения определяют не эксперты, а сами больные. Совсем недавно женщина сама себя назначила препарат, о котором ей никто не говорил: в итоге произошла передозировка, и результат был очень плачевный. Сейчас этим будет заниматься Следственный комитет — куда и что вырулит, я не знаю. Лечение привело к смертельному исходу. Никто не будет разбираться, какие она препараты принимала — не все мы ангелы. Есть человеческий фактор, есть фактор выгорания, «замыленный» глаз… Это нельзя заканчивать уголовным преследованием. Когда будет доказан умысел врача, то, конечно, да.

— Может ли быть такое, что врачи перестанут браться за сложные случаи и будут стараться зря не рисковать?

— От тяжелых случаев будут отказываться. У нас несколько лет назад хирурги прооперировали онкобольного в четвертой стадии: очень хорошо, дали, по-моему, пять лишних лет жизни. Потом опухоль дала рецидив, ни одна больница его брать не хотела. Он обратился к врачу, который его до этого лечил. Медик предупредил, что операция может закончиться всем, чем угодно, вплоть до летального исхода, однако больной настоял. В результате пациент умирает, а врач, заведующий и, по-моему, анестезиолог находятся под «дамокловым мечом» в ожидании того, что решит суд.

Как говорят эксперты, проблема в слишком широкой трактовке понятия «врачебная ошибка». Не всегда можно установить, что именно действия врача стали причиной ухудшения состояния пациента.

В основном заявления подают родственники пострадавших, заявил адвокат, советник специализированной юридической компании «Росмедконсалтинг» Алексей Горяинов.

Алексей Горяинов адвокат, советник специализированной юридической компании «Росмедконсалтинг» «Если мы говорим об уголовной ответственности для врачей, то в большинстве случаев речь идет о причинении смерти по неосторожности. Понятно, что заявление в правоохранительные органы пишут родственники умершего пациента. При этом нередко материалы в следственные органы передаются Росздравнадзором без ведома потерпевших или их родственников. После проведения процессуальной проверки, в рамках которой назначается судебно-медицинская экспертиза, возбуждается уголовное дело. В частности, дело возбуждается, если судебно-медицинская экспертиза показывает наличие причинно-следственных связей между ненадлежащим оказанием медицинской помощи и наступившими последствиями. Иногда следствие ввиду различных обстоятельств, в том числе общественного резонанса, возбуждает дела практически мгновенно. Эти случаи всегда очень настораживают, потому что медицинские дела все-таки очень тяжелые, очень сложные для расследования. Нужно принимать огромное количество обстоятельств во внимание, а это все требует времени. Когда дела возбуждаются моментально, это говорит о том, что, скорее всего, следствие поспешило. Когда такое происходит, следователи уже могут не захотеть прекращать дело, и уже здесь возможны варианты развития события неблагоприятного характера для врачей».

В январе прошлого года в Москве к двум годам лишения свободы приговорили гематолога Елену Мисюрину Суд решил, что проведенная ею процедура привела к смерти пациента, хотя он умер через два дня в другой клинике. Тогда в защиту Мисюриной выступило медицинское сообщество и десятки тысяч простых людей. Приговор был отменен.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию