Грузинская национальная валюта установила новый антирекорд
Лента новостей
Нацбанк снизил курс лари до исторического минимума — до 2,83 за доллар. Так мало лари еще не стоил с момента введения в 1995 году
Национальный банк Грузии установил курс на уровне 2,83 лари за доллар США. Предыдущий минимум был 30 мая: за доллар давали 2,79 лари.
В обменных пунктах банков доллар стоит еще больше. Так, например, в Банке Грузии за доллар просят 2,87 лари. Таким образом, за день лари подешевел почти на 1,5%. Падение курса произошло на фоне ухудшения отношений с Россией. 21 июня Владимир Путин подписал указ о приостановке с 8 июля пассажирского авиасообщения с Грузией.
Пока нет причин связывать падение лари с решением российского руководства, считает журналист из Тбилиси Тенгиз Аблотия.
Тенгиз Аблотия журналист «Лари падал последние два месяца. Так что это просто продолжение. Если это будет связано с туризмом, то это не будет сегодня-завтра, потому что пока последствия же еще они только-только начинаются — ограничения. В последние два месяца курс был в 2,6, а сейчас 2,8. Это происходит уже много лет. В 2015 году лари был 1,7, а потом стал 2, потом 2,2, потом 2,3. А так со стороны, снаружи вообще не видно. Никто в обменниках ничего делает. Просто они работают как обычно. Это на уровне крупного бизнеса, в основном импортеров бензина, которые на всякий случай закупают валюту в больших количествах по низкой цене. Ну, по той цене, которая сейчас ниже, чем если будет, скажем, через месяц».
На фоне предстоящего прекращения прямых авиарейсов из России в Грузию в стране ищут альтернативные способы доставки российских туристов. В частности, глава грузинской Ассоциации отельеров и рестораторов Шалва Алавердашвили предложил пустить для российских туристов бесплатные автобусы из аэропортов Баку, Еревана и Трабзона. Об этой идее, по данным РБК, он заявил Минэкономики Грузии и представителям туристической сферы.
Еще одно предложение — организовать дополнительные чартерные рейсы через Казахстан, Украину и страны Балтии. Но это очень рискованное предприятие для российских туроператоров — продавать пакетные туры с подобным трансфером, считает основатель компании индивидуального туризма MAYEL Travel Майя Котляр.
Майя Котляр основатель компании индивидуального туризма MAYEL Travel«Давайте судить с точки зрения правомерности данных миссий, потому что, по сути, был указ о том, что туристическим компаниям не рекомендуется продавать туристические продукты в Грузию. Это означает, что, если будут какие-то негативные последствия, может быть даже применена уголовная ответственность на руководителей турфирм. Юристы это трактуют именно так. Есть даже официальное разъяснение юристов по этому поводу. Это не совсем правомерные меры, но это логичные по сути меры для применения транзитных зон. Транзитных зон очень много, это может быть Баку, это может быть и Армения, это может быть даже Турция — лететь через Стамбул. Туристы должны принимать такие решения абсолютно самостоятельно. Я уверена, что здравый смысл восторжествует, я уверена, что все сойдет на нет: все-таки взаимная любовь между народами возьмет верх. Грузия как туристический объект восстановится на российском рынке. Но нужно просто подождать».
Самым удобным перевалочным пунктом в Грузию остается российский Владикавказ, говорит журналист из Северной Осетии Заур Фарниев.
Заур Фарниев журналист «Долетают до Владикавказа и уже отсюда на машинах, своим ходом едут кому куда надо в Грузию в качестве туристов. На самом деле туристов, которые ездят транзитом через Северную Осетию в Грузию, очень-очень много. Из России в Грузию на пограничном пункте «Верхний Ларс» скапливаются просто огромные очереди, там люди по 12-13 часов могут стоять, пробки из машин достигают семи километров. Много людей туда едет. Поэтому я думаю, что в очередной раз именно сухопутная дорога станет основной, хотя она и была основной. На самолетах напрямую в Грузию мало кто летал, в основном все ехали через Владикавказ, потому что это дешевле получается».
От запрета на прямое воздушное сообщение с Грузией пострадал и бизнес-туризм. Сорвались десятки деловых конференций и встреч, сообщил Business FM гендиректор компании «Аэроклуб тур» Андрей Зинковецкий.
— Грузия — крайне популярное направление для бизнес-групп. У нас довольно большое количество групп, которые мы регулярно туда отправляем. В Грузии была выстроена довольно хорошая инфраструктура, хороший аэропорт, достаточное количество неплохих отелей. Соответственно, бизнес-туристы очень любили туда ездить. Относительно невысокая цена, хорошая культурная программа. Можно было куда-то сходить, в какие-то рестораны.
— А что за бизнес-туристы? Насколько крупные?
— Это и фармацевты, и технологические компании, и производственные компании. То есть практически весь спектр. Сложно назвать компании, которые туда не ездили. Фирмы из топ-500 российских компаний, известные, у всех на слуху.
— То есть запланированные бизнес-встречи, получается, сейчас срываются?
— Да. У нас в настоящий момент больше десяти подтвержденных групп. Было три группы, которые должны были ехать до 8 июля. Они все были отменены, несмотря на то, что формально была возможность приехать. Клиенты приняли решение отменить. Самая большая группа была, по-моему, на 60 человек. И еще несколько групп по 20 человек. Мы, в принципе, тоже им рекомендовали отменить, поскольку были рекомендации со стороны нашего правительства и министерства иностранных дел.
Ранее грузинское подразделение Transparency International оценило потери страны, в случае если российские туристы не смогут туда попасть через сухопутную границу: от 100 млн до 300 млн долларов. По мнению российских туроператоров, потери могут быть еще больше.
Вместе с тем они рассказали, что большинство российских туристов, планировавших поездку в Грузию до 8 июля, а также в сентябре-ноябре, не стали аннулировать свои туры. Как сообщили «Интерфаксу» в Ассоциации туроператоров России: «Вопреки негативным прогнозам, ситуация не так критична для российского туррынка. Количество аннулирований туров минимально, а на даты после 8 июля многие туристы бронируют билеты на стыковочные рейсы», — отметили в АТОР.