16+
Четверг, 22 августа 2019
  • BRENT $ 60.47 / ₽ 3962
  • RTS1283.23
14 августа 2019, 19:50 Финансы

«Немного терпения, артистизма — и делай с ним, что хочешь». Банки сообщили о новой волне мошенничества по телефону

Лента новостей

Мошенники применяют продвинутые приемы, притворяясь, например, электронным голосовым помощником, и используют методы социальной инженерии

Фото: depositphotos.com

Банки сообщают об очередном всплеске телефонного мошенничества. Схема проста: получение кодов и паролей во время разговора с жертвой, а затем похищение денег с карты. Главное, создать впечатление, что звонят действительно из банка. Для этого мошенники используют все более изощренные и продвинутые приемы.

Злоумышленники научились маскировать свои номера под официальные, якобы банковские, или применять прямо по ходу разговора разные технологические примочки. Например, вставлять звуковые сигналы или притворяться электронным голосовым помощником. У жертвы создается эффект «полного погружения», и она уже не отличает мошенника от настоящего сотрудника банка.

Ситуацию комментирует редактор TJournal Дамир Камалетдинов, который недавно сам получал подобные звонки.

Дамир Камалетдинов редактор TJournal «Мне буквально в течение недели несколько раз звонили, все очень убедительно. Девушка позвонила, начала спрашивать по поводу несанкционированного перевода средств. Соответственно, я сразу понял, что меня пытаются обмануть, потому что денег у меня там никаких нет. Но благодаря тому, что она очень убедительно говорила, я даже засомневался и проверил баланс на всякий случай. Основное, почему сразу можно заподозрить мошенничество, это то, что пытаются что-то узнать, любые данные. Звонит не какой-то конкретный человек, а они могут переключать якобы между несколькими сотрудниками. Это создает эффект, что действительно звонят как будто из какого-то кол-центра банка. Научились очень точно копировать стиль разговора настоящих сотрудников банка».

Так называемые черные кол-центры, подпольные организации, целыми днями названивают потенциальным жертвам. Беседа чаще всего сводится к тому, чтобы человек сам сообщил мошенникам нужные коды и пароли. Одни сотрудники раскручивают жертву на разговор, другие закрывают сделку и снимают деньги со счета.

Профессионализмы в речи — важная часть обмана. Согласитесь, весьма солидно звучат такие формулировки, как «расходная операция», «система безопасности», «несанкционированные действия». Деловой тон звонящего, подходящая манера и скорость речи могут творить чудеса, говорит социальный психолог, преподаватель МГУ Алексей Рощин.

Алексей Рощин социальный психолог, преподаватель МГУ «Механика обмана достаточно примитивна и широко известна. Все зависит от терпения и артистизма тех, кто этим занимается. Люди проверяют, насколько человек вообще внушаем, насколько он готов поддаваться таким заходам. С одной стороны, чтобы у него повышалась тревожность, а с другой, чтобы он как можно меньше понимал в происходящем и хотел бы, чтобы это поскорее закончилось. И делай с ним, что хочешь».

Такие уловки во время разговора входят в так называемую социальную инженерию. По данным Сбербанка, ее доля среди всех случаев телефонного мошенничества составляет уже почти 90%. Зачастую звонящие располагают необходимой информацией о жертве: паспортными данными, номером карты, сведениями о последних транзакциях.

Иногда «черные» кол-центры выкупают базы данных у хакеров, иногда сотрудники берут их со старого места работы, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

Максим ОсадчийМаксим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «К примеру, объединения, санации, еще что-то, какие-то банковские катаклизмы, когда сотрудники массово увольняются. Они могут забирать с собой, элементарно красть базы данных. Работают иногда нелегальные кол-центры, человек по сто и более. Основная часть мошенничеств с картами — это, конечно, в первую очередь методы социальной инженерии. Сами мошенники выведывают всю необходимую информацию и совершают потом транзакцию, уводят с ваших счетов деньги. Если вам позвонили с банковского номера, то это вовсе не означает, что это банковский номер, даже если по нему вам звонили тысячу раз. Вполне возможно, что это какая-то маска, какое-то мошенничество».

Все крупные банки постоянно оповещают клиентов о новых видах мошенничества. Различных способов обмана с каждым днем становится все больше. Следует помнить две вещи: ни один настоящий банковский служащий никогда не будет просить коды и пароли, а единственный реальный способ защиты — просто положить трубку и позвонить в банк.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию