16+
Четверг, 19 сентября 2019
  • BRENT $ 63.55 / ₽ 4077
  • RTS1382.16
5 сентября 2019, 16:28 Общество

Образование не в цене? Все меньше россиян готовы платить за учебу

Лента новостей

К таким выводам пришли аналитики исследовательского холдинга «Ромир». В то же время расходы семей на образование растут, говорят эксперты

Фото: depositphotos.com

Спрос на платное образование в России сокращается. По данным исследования «Ромира», 71% россиян не готовы платить за собственное обучение (в 2015 году — 67%), а 37% респондентов не готовы оплачивать образование своих детей (четыре года назад — 32%).

Доля россиян, которые безоговорочно готовы тратить деньги на учебу своих детей, за четыре года сократилось — с 38% до 31%, за свое образование готовы платить только 9% (в 2015 году — 14%). Остальные ответили, что решение зависит от суммы платежа, или затруднились ответить. В опросе приняли участие 1500 человек старше 60 лет во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах.

При этом спрос на образование в целом по-прежнему очень высокий, говорит президент исследовательского холдинга «Ромир» Андрей Милехин.

Андрей Милехин президент исследовательского холдинга «Ромир» «Обнадеживает то, что образование как было, так и остается существенной статьей расходов, люди понимают необходимость инвестирования в себя, в семью, в детей, понимают необходимость быть конкурентным на рынке труда. Другой вопрос, что идет всеобщая оптимизация многих расходов, в том числе и образовательных, люди смотрят еще и через призму эффективности этих вложений. Мы заметили тенденцию: если раньше люди чаще рассматривали вложение во второе высшее образование, чтобы таким образом расширить свои навыки, свой кругозор, свои возможности на рынке труда, то сейчас принцип обучения меняется. Сейчас надо учиться все время и необходимо на чем-то специализироваться. Если просто распыляться, это не повышает твою востребованность и конкурентоспособность. Люди просто более рационально начинают смотреть».

В то же время отношение к образованию в обществе меняется, считает заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус.

Александр Милкус заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ «Данные последних исследований разных институтов Высшей школы экономики, например, говорят о том, что наше образование, если не считать основного школьного, практически стало платным, и хотят люди или не хотят, но платят. Я сейчас поднял цифры Института статистики Высшей школы экономики: расходы семей на образование с 2000 года выросли в десять раз. Мы понимаем, что был кризис, цены поднялись и так далее. Есть еще одно исследование, которое точно подтверждает: если лет десять назад люди предпочитали, чтобы ребенок поступил в средний вуз, но на бюджетное отделение, то сейчас готовы затянуть пояса и сделать так, чтобы ребенок поступил в престижный вуз на платное отделение, понимая, что после этого он будет просто лучше устроен, у него будет лучше специальность и так далее. Есть статистика поступления по прошлому году: рост процентов на двадцать по сравнению с 13-летней давностью».

При этом на некоторые виды образования россияне все-таки готовы тратиться. 45% опрошенных холдингом «Ромир» заявили, что оплатят курсы повышения квалификации, а вот высшее или второе высшее — только 29% и 26% соответственно. Оба эксперта сходятся в том, что в России растет спрос на обучение прикладным навыкам.

В сервисе по поиску работы Superjob ранее рассказали, что сейчас происходит переоценка как платного, так и бесплатного высшего образования. Это, в частности, связано с тем, что работодателей больше интересуют реальные навыки соискателя, а не его место учебы. Качественные курсы повышения квалификации выигрывают конкуренцию у вузов средней руки и у их платных отделений, говорит пресс-секретарь Superjob Сергей Светоченко.

Сергей Светоченко пресс-секретарь Superjob «Мы проводили ряд исследований, сейчас возрастает популярность краткосрочного образования, которое позволяет человеку обрести профессию, можно сказать, в течение трех месяцев, полугода, и уже выйти на рынок труда. В какой-то мере именно высшее образование начинает нивелироваться, а платное еще осложняется тем, что возрастает его цена. Люди просто из экономической выгоды выбирают такие решения, которые позволят им обрести профессию, выйти на рынок труда, стать высокооплачиваемым специалистом и вместе с тем не тратить на это пять лет учебы в университете и несколько миллионов рублей, если это Москва, или в пределах 600 тысяч, если это регионы».

По словам Сергея Светоченко, вырос спрос на рабочие специальности, на квалифицированных специалистов в производственной сфере. Зарплаты рабочих становятся конкурентоспособными. Ежемесячный доход специалиста по наладке стиральных машин превышает доход менеджера по продажам, получившего высшее образование. В Москве, к примеру, это 70 тысяч у мастера против 40-50 тысяч у менеджера. В итоге многие родители выпускников школ делают простой рациональный выбор — вместо платного вуза отправляют ребенка в профессиональный колледж.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию