16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.36 / ₽ 8243
  • RTS1163.50
10 октября 2019, 04:45 ПолитикаКонфликты

Недоразведение сил и средств. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Если Зеленскому так нужен саммит в «нормандском формате», то пусть он уймет тех же националистов, которые прорываются в зону противостояния и пытаются сорвать режим прекращения огня», — предлагает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Разведение войск на Юго-Востоке Украины между силами самопровозглашенных республик и украинскими войсками сорвано. Стороны обвиняют в срыве друг друга. В частности, власти ЛНР заявили, что после пуска сигнальной белой ракеты, призванной обозначить начало отвода войск, с украинской стороны таковой не последовало. В свою очередь глава МИД Украины Вадим Пристайко еще два дня назад фактически объявил о переносе сроков отвода, предположительно, на 10 октября. Поскольку для начала разведения сил и средств необходимы семь дней без нарушения режима прекращения огня, а нарушения были, по его утверждению, со стороны ополченцев.

2 октября в Минске трехсторонняя контактная группа по урегулированию конфликта в Донбассе согласовала график разведения сил, которое является одним из ключевых условий проведения саммита «нормандской четверки». По этому плану украинские силовики и ополченцы должны в течение 30 дней отвести силы от линии соприкосновения на расстояние не менее километра. Также предусмотрен разбор фортификационных сооружений и разминирование территории. Все действия должны происходить зеркально, синхронно и под наблюдением миссии ОБСЕ. Что дальше?

Противостоящие в Донбассе стороны сейчас обмениваются взаимными обвинениями, обнародуя те детали, которые выгодны им. Кто пустил белую ракету, кто не пустил. Что сказало ОБСЕ, на которое полевым командирам на самом деле глубоко наплевать. Если реально смотреть на вещи, то ни та ни другая сторона сегодня, скорее всего, просто не готовы ни к какому разводу сил и средств и долгосрочному прекращению огня. Все же надо учитывать, что эти люди воевали друг против друга на протяжении пяти лет. У них за плечами накопленный опыт взаимной ненависти, потерь и непримиримости. Они не могут так быстро переступить через пролитую кровь и поменять свое поведение, как политики. Тем более что такой трюк, как переобувание в воздухе, в военной амуниции и на линии фронта совершить труднее, чем в гражданской одежде и за столом переговоров в зависимости от политической конъюнктуры.

К тому же президент Зеленский сейчас оказался в весьма непростой ситуации и проходит, пожалуй, первый тест на прочность за время своего президентства. После того как было объявлено, что в Минске представители Украины в трехсторонней контактной группе подписали так называемую формулу Штайнмайера, в Киеве прошли многотысячные акции протеста националистов. Которых прежде всего не устраивает в формуле предоставление широкой автономии, а по сути, особого статуса Донбассу. Они считают это капитуляцией. Как говорится, за что сражались и кровь проливали? В Киеве снова запахло «майданом», тем более что урожай почти уже собран и для этого есть освободившиеся людские ресурсы, готовые хоть до весны бороться за принципы, но за умеренные деньги.

Зеленского, впрочем, в «формуле Штайнмайера» не устраивает ровно то же, что и националистов, а также положение минских соглашений о предоставлении амнистии ополченцам. Но он, в отличие от националистов, считает свое поведение не капитуляцией, а большой военной хитростью. А все заявления его министров иностранных дел и обороны свидетельствуют лишь о том, что Киев и не собирается выполнять эту формулу так, как она вроде бы согласована в трехсторонней контактной группе. В ней прописана передача контроля за российско-украинской границей в части самопровозглашенных республик лишь самым последним пунктом — после выборов в Донбассе и закрепления его особого статуса законом. Но команда Зеленского надеется выхолостить «формулу Штайнмайера» как в процессе подготовки закона об особом статусе, так и в ходе подготовки и проведения местных выборов на территории самопровозглашенных республик. Зеленскому нужен саммит в «нормандском формате», чтобы попробовать там заручиться поддержкой лидеров Франции и Германии, а в перспективе, возможно, и США. В том числе для того, чтобы подвергнуть ревизии уже и все минские соглашения в их нынешнем виде.

Москва в свою очередь ни о какой такой ревизии слышать не хочет и настаивает на незыблемости минских соглашений. Эта позиция по-своему проста и безукоризненна. Поскольку как минимум совершено неясно, что в ответ Москва могла бы получить за ревизию этих соглашений. А в каждой неясной ситуации лучше следовать тем формальным правилам и соглашениям, которые уже имеются.

2 октября был согласован отвод войск в течение 30 дней, после чего решается вопрос о созыве саммита в «нормандском формате». Если Зеленскому так нужен этот саммит, то пусть он уймет тех же националистов, которые прорываются в зону противостояния и пытаются сорвать режим прекращения огня. Потому что, если он не справится как главнокомандующий с этой сравнительно простой задачей, то как он сможет выступить гарантом того, что потом будет подписано и согласовано? В конце концов, Штайнмайер, бывший глава МИД Германии, — это представитель той самой Европы, куда Киев так стремится интегрироваться. Надо учиться следовать еврорецептам. В конце концов, и Донбасс — это проблема Киева, а Москва не устает повторять, что Россия вообще не является стороной конфликта. Мы просто рядом оказались. Чисто исторически.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию