16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.14 / ₽ 8142
  • RTS1175.33
31 октября 2019, 05:34 Общество

Реванш за «дело Голунова» пришел в эсеровском исполнении. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Если сейчас подбрасывают наркотики, то теперь смогут подбрасывать еще и «репосты» о наркотиках», — отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект об уголовном наказании за пропаганду наркотиков в интернете и СМИ. Он предусматривает лишение свободы на срок до семи лет. Как заявил лидер партии «СР» Сергей Миронов, тоже соавтор законопроекта, «на днях президент поручил правительству подготовить законопроект об установлении уголовной ответственности за склонение к употреблению наркотиков и их пропаганду в интернете. Мы фактически уже сделали за правительство эту работу».

Под пропагандой в законопроекте понимается «деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица нейтрального, терпимого либо положительного отношения к таким средствам, веществам, растениям и их прекурсорам, а также их частям либо представления о допустимости их употребления, хранения или оборота». Ранее в Совете Федерации заявляли, что за это преступление можно сажать на 10-15 лет. В то же время пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что внесенный законопроект — не тот, о котором говорил президент, а самостоятельная инициатива. По его словам, работа над документом находится в самой начальной стадии и пока рано говорить, поддерживает ли его Кремль в нынешнем виде.

В январе 2019 года с инициативой ужесточить наказание за пропаганду наркотиков в интернете выступили в МВД. В министерстве предлагали увеличить размеры штрафов, но не вводить уголовное наказание. Каковые перспективы у законопроекта?

Законопроект об уголовной ответственности за пропаганду наркотиков можно считать своего рода реваншем силовых структур и вообще сторонников жестких мер в этой сфере за известное «дело Ивана Голунова». Тогда, на фоне протестов против преследования журналиста-расследователя, которому подбросили наркотики полицейские, прозвучали предложения о смягчении наказания за хранение наркотиков без цели сбыта. Правда, после того, как лично президент высказался однозначно против таких мер, предложения стихли. Кстати, ни один из причастных к фабрикации дела против Голунова из числа силовиков до сих пор толком не наказан.

Однако даже МВД пока не предлагало сажать за пропаганду наркотиков в тюрьму ни на 15 лет, ни на семь. К тому же стоит напомнить, что уже сейчас в Уголовном кодексе, помимо наказаний за распространение и хранение, есть уголовная ответственность за «склонение к употреблению наркотических средств». До 15 лет лишения свободы. Чем конкретно «пропаганда» отличается от «склонения», не очень понятно, тем более что «склонять» можно и через интернет. Правда, в Кодексе об административных правонарушениях есть наказание именно за «пропаганду наркотиков», без конкретизации способов распространения информации. Для физлиц предусмотрен штраф до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц — до 1 млн рублей.

Но поскольку теперь президент поручил правительству подготовить соответствующие предложения насчет уголовного наказания, то поручение надо выполнять. А пока правительство думает, партия «эсеров» решила совершить свою стремительную пробежку перед паровозом. Рассчитывая, видимо, в том числе укрепить свои политические позиции на фоне почти растерянного рейтинга. Примечательно, что один из авторов законопроекта «эсеров» Михаил Емельянов заявил, что сажать, по его мнению, надо даже за репост записи, которая пропагандирует наркотики, а относительно юмористических публикаций «решение будет принимать суд в индивидуальном порядке», по его словам.

Однако если без шуток, то в той формулировке, которая предложена в Думе и предусматривает, в частности, уголовный срок за «создание терпимого или нейтрального отношения» к наркотическим веществам или даже их частям, создается огромный простор для произвола силовых органов для фабрикации уголовных дел не только за публикации, но и за репосты и «лайки». По аналогии, как это было с антиэкстремистским законодательством, что породило много подчас просто абсурдных дел, заставив отреагировать на эти перегибы, в том числе президента, законодательство частично смягчили. Но посадки-то по этим делам уже были.

А теперь даже не надо заморачиваться с подбрасыванием порошка. В этом смысле это, конечно, тоже «реванш» за дело Голунова. И теперь пропагандой наркотиков могут быть сочтены и выдержки из классических произведений — даже страшно назвать уже каких именно, но их все читали. Так что еще и в библиотеки придут сыщики. Поводом может стать и фотка в сети Боба Марли. И даже само упоминание стран или отдельных штатов США, где легализовано то, что теперь нельзя будет называть. Иначе как понимать положение законопроекта, где говорится «о создании представления о допустимости употребления наркотиков»?

Помимо всего прочего, уж сознательно ли это делается или нет, создаются новые многочисленные поводы для вторжения силовых структур и регуляторов в виртуальное пространство. В котором сегодня и так уже нет никакой открытой рекламы наркотиков. Зато теперь будут созданы новые поводы не только для блокировок неугодных сайтов или интернет-СМИ, но и уголовного преследования людей по выбору следователя, которому надо повышать раскрываемость уголовно наказуемой пропаганды по надуманным предлогам. И если сейчас подбрасывают наркотики, то теперь смогут подбрасывать еще и «репосты» о наркотиках.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию