Путин за повышение ответственности при решении вопросов о назначении инвалидности
Лента новостей
Президент отметил, что, несмотря на механизмы контроля в медицине, количество неверных диагнозов и неуместных отказов, например в назначении инвалидности, в России продолжает расти
Обновлено в 17:41
Президент России Владимир Путин не исключил ужесточение наказания для врачей за допускаемые ошибки при обследовании пациентов и установлении инвалидности, сообщает РИА Новости. Проработать этот вопрос он предложил вице-премьеру Татьяне Голиковой и главе Минздрава Веронике Скворцовой.
«Жизнь сложна и многообразна. К сожалению, у нас есть случаи — и немалочисленные — злоупотребления в этой сфере, особенно в республиках Северного Кавказа. Мы просто должны это иметь тоже в виду. Поэтому количество тех, кому отказано, увеличение этого количества связано в том числе и с наведением порядка в этой сфере. Но наказание за недобросовестное исполнение своих обязанностей может быть в соответствии с действующим законом и сейчас применено. Этим правом располагает Росздравнадзор… Вопрос ужесточения наказания, как юристы отмечают, надо не ужесточать, а чтобы наказание было неизбежным. Тогда и не надо будет ужесточать. Хотя я не исключаю, пожалуйста, здесь министр [здравоохранения Вероника Скворцова] присутствует и вице-премьер [Татьяна Голикова], который курирует эту сферу, поэтому прошу вас на этот счет еще раз подумать, если действительно нужно усиливать это наказание, то, конечно, я не буду возражать».
Президент также добавил, что российской медицине необходимо уйти от избыточной ответственности врачей за утрату наркотических лекарств. Сейчас врачу за недостачу таких лекарств грозит до трех лет лишения свободы.
Это назревший вопрос, но в остальных сферах контроля за деятельностью врачей еще не хватает нормативов, говорит главный врач городской клинической больницы №71 Москвы, доктор медицинских наук Александр Мясников.
— Для того чтобы контролировать, надо как минимум понимать в том, что ты контролируешь. Когда отсутствие стандартов, отсутствие высокого уровня профессионализма, то кто кого контролирует? Те же врачи, которые работают на другую организацию, допустим, на страховую. Поэтому система контроля, посмотрите, как делается во всем мире. Во всем мире есть профессиональные сообщества, которые очень жестко контролируют те дедлайны, которые дают по рекомендации. Если ослушаешься, точно лишишься лицензии, потому что есть персональное рецензирование, а без лицензии ты не можешь работать. Ты ошибся — у тебя будет судебный случай и так далее. Работает, когда одно грамотное сообщество врачей проверяет самих себя, выискивает неграмотность либо небрежность. И это так. Никакой следователь ничего определить не может. Что следователь понимает? Ровным счетом ничего. Значит, он основывается на мнении каких-то экспертов. А дальше начинается: а чем этот эксперт умнее, чем тот врач, который делал так или иначе?
— Путин сказал, что нужно продумать нормы, чтобы уйти от избыточной ответственности врачей за утрату наркотических препаратов.
— Это настолько назрело, что я даже не хочу говорить. Сегодня выписать наркотические препараты реальному больному настолько сложно и настолько опасно, что врачи преступают свой долг и стараются этого избегать. Это преступление.
На этой встрече президент также предложил организовать в стране студенческие медицинские отряды — по аналогии со строительными. Студенты-медики могли бы ездить по регионам и оказывать людям помощь и поддержку на том уровне, на котором они могут это делать, отметил Владимир Путин.
Будет ли польза от таких студентов-волонтеров? Комментирует доцент кафедры госпитальной терапии Первого МГМУ имени Сеченова Александр Пальман.
Александр Пальман доцент кафедры госпитальной терапии Первого МГМУ имени Сеченова «Раньше у студентов, еще когда я учился, была выездная практика на старших курсах в других городах. Они ехали зачастую под наблюдением хороших, грамотных специалистов, что-то делали, и одновременно это была какая-то помощь. Сейчас, я предполагаю, в силу каких-то организационных, может быть, финансовых обстоятельств на практику студенты далеко не едут, они ее в основном проходят там, где учатся. На все нужны деньги, их надо куда-то отвезти, надо селить их, кормить. Если это будет как-то организованно, то, наверное, в этом нет ничего плохого, но рассчитывать, что студент-старшекурсник может оказать какую-то реальную медицинскую помощь населению регионов… Ну, у них просто не хватает знаний и квалификации. В качестве некой полупрактики, полуволонтерства, чтобы помочь, насколько они могут, — вполне допускаю и не вижу в этом ничего плохого как минимум; как максимум это что-то хорошее. Если перед этими студентами, которые будут выезжать на иногороднюю практику, ставить какие-то реалистичные для их уровня задачи, от этого может быть польза и студентам, и тому региону, куда они приехали. Но не сможет пятикурсник поднять уровень здравоохранения даже маленького провинциального города».
Ранее РБК со ссылкой на справку Минздрава сообщало о резком сокращении количества врачей почти в трети регионов страны. Так, в Бурятии и Новосибирской области в 2018 году число врачей снизилось более чем вдвое. При этом в новосибирском министерстве заявили, что эта информация не соответствует действительности и количество врачей в регионе в 2018 году, наоборот, увеличилось.
Позже в пресс-службе ведомства заявили, что из-за «технической ошибки» были скорректированы данные: сокращение числа врачей было в 55, а не в 54 регионах, как сообщалось изначально.При этом общий объем сокращения оказался ниже.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова связывает отток врачей в некоторых регионах с переездом специалистов в соседние области, которые предлагают более высокую зарплату.
Врачи уходят в основном из-за низких зарплат и растущей ответственности, говорит председатель независимого профсоюза медицинских работников «Альянс врачей» Анастасия Васильева.
Анастасия Васильева председатель независимого профсоюза медицинских работников «Альянс врачей» «Это выглядит со стороны министерства как оправдание. В стране в здравоохранении творится что-то несусветное: обещанные зарплаты не платят, квартиры не дают, медикаментов даже самых примитивных нет — для того чтобы их получить, врачу надо бегать и выбивать. Есть и внутренняя миграция, и врачи уходят из профессии. Но если брать соотношение, то, скорее всего, это один к трем. Потому что чаще врачи в принципе уходят из профессии — очень многие врачи, медсестры и младший медицинский персонал. Даже то, что произошло в Кургане… Некоторым санитаркам и медсестрам выгоднее работать в «Пятерочке», в «Магните», потому что там больше платят и нет такого давления со стороны руководства, нет таких жестких условий и нехватки медикаментов, нехватки расходных материалов и так далее. Меньше унижений. Относительно внутренней миграции врачей, врач — это тот же человек, которому надо кормить семью, и он пойдет только в том случае, если ему дадут приемлемую зарплату, высокую зарплату, адекватное жилье и обеспеченное место работы. Поэтому все эти высказывания Минздрава направлены на какую-то стабилизацию именно психологического состояния населения, потому что протестная волна вообще по всей стране в связи с состоянием здравоохранения поднимается и накаляется. Им надо, видимо, что-то отвечать. Если посмотреть данные Минздрава, данные Росстата и так далее — везде разные цифры».
В Минздраве также обсуждается программа модернизации поликлиник. В ноябре региональные власти должны проверить состояние государственных клиник и обеспечение их лекарствами. С начала следующего года власти планируют запустить обязательное обеспечение бесплатными лекарствами пациентов, находящихся на амбулаторном лечении.