16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.35 / ₽ 8242
  • RTS1163.50
4 ноября 2019, 17:35 Компании

«Доверие — материя чувствительная». Помогут ли демополеты вернуть Boeing 737 MАХ в небо?

Лента новостей

Демонстрационные полеты лайнера проведут три крупные американские авиакомпании: Southwest Airlines, United Airlines и American Airlines

Самолет Boeing 737 MAX.
Самолет Boeing 737 MAX. Фото: Lindsey Wasson/Reuters

Демонстрационные полеты Boeing 737 MАХ должны вернуть доверие к этим самолетам, сообщает The Wall Street Journal. В акции участвуют три крупные авиакомпании США: Southwest Airlines, United Airlines и American Airlines. Демополеты проведут перед тем, как официально возобновится эксплуатация 737 MАХ, причем это инициатива самих авиаперевозчиков, без участия Boeing и Федерального авиационного управления США (FAA).

В самолетах была усовершенствована система улучшения характеристик маневренности, которая, предположительно, могла стать причиной авиакатастроф в Индонезии и Эфиопии.

Убедят ли демополеты заказчиков и пассажиров в безопасности 737 MАХ? Ситуацию комментирует генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

— Это будет сделать крайне непросто. Доверие — такая материя чувствительная, зарабатывается десятилетиями, теряется в одну секунду. Кто сегодня возьмет на себя ответственность сказать, что все предыдущее было сделано корректно? Мы говорим о десятках тысяч расчетов и десятках тысяч испытаний. То есть это вопрос доверия людей, которые совершенно в этом не разбираются, но которые могут проанализировать произошедшее, как самая влиятельная, самая квалифицированная, самая лучшая авиационная власть на земле пропустила такой гол. Лет десять назад у General Motors была ситуация, когда на нескольких машинах при включении зажигания коротило и случался пожар, пара людей даже были обожжены. Кто-то из доброжелателей добыл переписку четырех вице-президентов General Motors, которые знали, что происходило, и сказали: да ладно, сойдет. Генеральный прокурор США мало того что всем им вручил по черной метке, запретив работать на руководящих должностях, так компании выписали штраф в 400 млн долларов. Ошибки возможны. Недопустимо, когда эти ошибки пытаются скрыть. Совершенно очевидно, что если бы FAA внимательно, профессионально посмотрело результаты испытаний этой системы, с высокой вероятностью этот дефект нашли бы. На самом деле FAA пригласило боинговских специалистов помочь им с сертификацией этой системы. По сути дела, те, кто ее разрабатывал, поставили штамп, что все хорошо. И вот это недопустимо.

— Не проще ли корпорации выпустить новый самолет под новым названием, в котором колоссальная часть начинки будет от 737 MАХ?

— Это то, что приходит в голову многим людям. Наверняка вы слышали предложение руководства «Ростеха» сделать ребрендинг Sukhoi Superjet. Мое личное мнение заключается в том, что нужно доделывать технику, приводить ее в соответствие требованиям, а не менять вывеску.

Демонстрационные полеты планируют проводить в течение нескольких недель. Пассажирами станут члены руководства авиакомпаний, представители заказчиков и журналисты.

В конце октября корпорация Boeing заявила, что после улучшения программного обеспечения было проведено более 800 тестовых полетов и 737 MАХ станет «одним из самых безопасных самолетов, летавших когда-либо».

Пилот, инструктор гражданской авиации Алексей Базеев уверен, что модернизация не устранит риски — нужно делать другой самолет. Конструкция Boeing такова, что в случае отказа системы коррекции маневрирования самолет становится неуправляемым.

Алексей Базеев пилот, инструктор гражданской авиации «Самолет производства 1967 года, в конструкции лайнера они ничего не меняли. Первые двигатели там были диаметром, я уж точно не помню, меньше метра. Вторые двигатели уже диаметром были больше метра пятьдесят. Под крыло он уже не влезал, этот двигатель, они были вынуждены на пилонах вынести его вперед. Центр тяжести, естественно, сместился вперед. Последний на MАХ двигатель почти два метра. Он уже никуда не влезает, они его вынуждены были вытащить вперед еще больше. Никому ничего не сказали, увеличили стойки на 20 сантиметров, потому что он уже за землю цеплял. Летчики-то думают, что это самолет старый, какой и был, а он только внешне остался старый. Центр тяжести смещен, пилотировать его вручную стало практически невозможно. Когда эта система отказывала, управление полетом, назовем так, то вручную самолет не пилотировался, он просто падал. Я считаю, что такой самолет летать не должен, потому что нормальный самолет, даже если отказали два двигателя, не падает, как кирпич, он может за счет изменения угла, за счет снижения лететь до земли. Правда, там надо искать, куда сесть, но тем не менее он не падает. А этот — система отказала и самолет упал. И получается что? Ну сделали они сейчас эту систему, ну улучшили, но это как дамоклов меч висит и над экипажем, и над пассажирами. Система будет работать ну год, ну десять лет, ну пятнадцать, а потом откажет опять где-то, и он опять упадет. В нашей среде они доверие не вернут. Другое дело, что если и разрешат им эксплуатацию, придется людям летать. Но это, я считаю, типичный камикадзе будет».

Катастрофы с Boeing 737 MАХ 8 произошли в октябре 2018 года и в марте 2019 года. Всего погибли 346 человек. После этого около 20 стран закрыли свою территорию для пролета самолетов этой модели, многие авиакомпании приостановили их эксплуатацию. Были выявлены возможные ошибки в работе системы коррекции маневрирования. Компания занялась устранением недочетов. Из-за простоя 737 MАХ Boeing по итогам второго квартала этого года зафиксировал убыток почти в 3 млрд долларов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию