16+
Четверг, 2 мая 2024
  • BRENT $ 83.52 / ₽ 7790
  • RTS1174.68
8 января 2020, 23:59 Политика

Война на Ближнем Востоке откладывается? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Импульсивная политика Трампа, при которой даже американское военное командование толком не знает, чего ждать завтра от своего главнокомандующего, ведет к накапливанию множества нерешаемых проблем, которые могут привести к новым кризисам уже в скором будущем», — считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Президент США Дональд Трамп выступил с обращением к нации на тему обострения отношений с Ираном. На следующий день после обстрела иранскими «Стражами Исламской революции» американских военных объектов в Ираке. Это стало местью за убийство в результате американского удара с помощью беспилотников генерала Касема Сулеймани, который был главой спецподразделения «Стражей Исламской революции». По словам президента США, в результате иранского удара никто не пострадал, а самим объектам нанесен незначительный ущерб. Он также заявил, что Иран, похоже, «отступил». США же не станут пока использовать против этой страны свою военную мощь, но введут новые экономические санкции. Чего ждать дальше?

Большая война на Ближнем Востоке, похоже, пока откладывается. Трамп, как это часто с ним бывает, сказал в своем обращении к нации прежде всего то, что хотели слышать люди с Уолл-стрит. А они в настоящий момент не хотят слышать про большую войну, тем более на непонятном Ближнем Востоке, и с воодушевлением ждут подписания на следующей неделе первого соглашения по урегулированию американо-китайских торговых споров. Война тут совершенно ни к чему.

На фоне грозных заявлений Вашингтон и Тегеран, словно следуя каким-то негласным закулисным договоренностям, предпочитают ослабить напряжение. Иран ради сохранения лица не мог не предпринять демонстративную силовую акцию. Однако, во-первых, она не стала для американцев неожиданностью. Судя по всему, о ней заранее предупредили иракские военные. Во-вторых, она носила ограниченный характер, не причинив сколь-либо значительного вреда. Зато иранские власти получили возможность продемонстрировать решимость перед собственным населением, объявив чуть ли ни о десятках жертв среди «американских террористов». Еще одно подтверждение тому, что современные войны ведутся подчас не столько на земле, сколько в информационном или виртуальном пространстве.

Что касается американской политики, то в ней при Трампе продолжает утверждаться примерно такой принцип: «Когда не знаешь, что делать, прибегай к экономическим санкциям». Трудно, правда, придумать, какие еще санкции могут быть наложены на Иран, помимо тех, что уже действуют. Ну, расширят в очередной раз черный список физических лиц и компаний. Разве что Вашингтон усилит давление на своих союзников и на Москву с тем, чтобы они, в свою очередь, тоже надавили на Тегеран с целью заставить его вернуться к соблюдению так называемой ядерной сделки, из которой на днях Тегеран, по его заявлению, вышел окончательно. Вопрос в том, бесповоротно ли? Впрочем, американские санкции против Ирана и так в основном соблюдаются третьими странами. И хотя европейцы даже создали специальный платежный механизм для расчетов с Тегераном, минуя американские банки, задействовать его на практике они пока так и не решились.

Если иранских руководителей в данной ситуации не оставит благоразумие, они не станут нарываться на прямой конфликт с Америкой, в том числе в форме эскалации напряженности в отношениях с ее региональными союзниками вроде Саудовской Аравии и Израиля. Притом что, по оценке Пентагона, Иран накопил уже около двух тысяч баллистических ракет.

Гораздо сложнее может сейчас оказаться для США ситуация в Ираке, где шиитское большинство, поддерживаемое Ираном, проявляет растущее недовольство американским военным присутствием. Американцы во многом сами натренировали и вооружили этих людей, сменивших господствовавших при Саддаме в армии суннитов. Зато последние в значительной мере подались в ряды террористов вроде запрещенного в России «Исламского государства». С которыми тот же генерал Сулеймани как раз успешно сражался.

На фоне столь сложных проблем и противоречий в регионе Трамп, возможно, очень вовремя вспомнил о своих еще предвыборных обещаниях не влезать в новые военные конфликты. И пока его поведение в стиле резкого непредсказуемого парня все же не привело к каким-то ошибкам с серьезными последствиями. Другое дело, что импульсивная политика Трампа, при которой даже американское военное командование толком не знает, чего ждать завтра от своего главнокомандующего, ведет к накапливанию множества нерешаемых проблем, которые могут привести к новым кризисам уже в скором будущем. Потому что это только в спорте «договорняки» срабатывают четко, и то не всегда. А вот с военной силой все сложнее и не всегда предсказуемо.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию