16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.88 / ₽ 7991
  • RTS1129.50
21 января 2020, 18:48 Политика

Чем удивило первое публичное выступление кандидата на пост генпрокурора Игоря Краснова?

Лента новостей

Выступая в Совфеде, Краснов сказал, что «Генпрокуратура и Следственный комитет работают эффективно» и полномочия прокуратуры «огромны». Эксперты, опрошенные Business FM, с такой точкой зрения не согласились

Игорь Краснов.
Игорь Краснов. Фото: Алексей Никольский/ТАСС

Следственный комитет и Генпрокуратура работают эффективно. Реформа, в рамках которой их полномочия разделили, была правильной — это одно из первых громких заявлений кандидата на пост генпрокурора России.

Выступая в Совете Федерации, Игорь Краснов заявил также, что прокурорам не следует расширять полномочия, сообщает ТАСС. Это вызвало некоторое недоумение у юристов и заставило политологов пересмотреть свои прогнозы, сделанные буквально накануне.

Как только стало известно, что на пост генпрокурора предложен высокопоставленный сотрудник Следственного комитета, многие тут же заговорили о том, что война между этими ведомствами прекратится и что СК и Генпрокуратуру могут снова объединить. Заявления, сделанные Красновым в Совфеде, одно из этих предположений разбили в пух и прах.

«И Генпрокуратура, и Следственный комитет работают эффективно», — заявил будущий генпрокурор. Реформа, в рамках которой были разделены полномочия по надзору и ведению следствия, по его мнению, была эффективной. Юристы, работающие, так сказать, «в поле», с этой точкой зрения не согласны. Ситуацию комментирует старший партнер адвокатского бюро «ЗКС» Андрей Гривцов.

Андрей Гривцов старший партнер адвокатского бюро «ЗКС» «Несмотря на благую цель, которая декларировалась, реформа не привела к тому результату, который был. Следствие во многом стало бесконтрольным, прокуратура вместо реального меча, позволяющего надзирать за следствием, получила меч бумажный и трясет этим бумажным мечом только при направлении ему дела прокурору от следователя. Чтобы надзирать за законностью, надо обладать какими-то полномочиями, и вот их в данном случае у прокурора мало. Например, прекратить уголовное дело прокурор не может. Суд не связан с позицией прокурора о необходимости освобождения обвиняемого из-под стражи, что неправильно. Полномочий не хватает. Их, конечно, хотелось бы, чтобы прокуратуре предоставили».

Краснов же заявил, что «в настоящее время инструментарий Генпрокуратуры достаточен», а полномочия прокуратуры «огромны». Даже наблюдателю со стороны странно слышать, что будущий генпрокурор говорит, что его ведомству не нужны дополнительные полномочия, а уж тем, кто погружен в тему, тем более. Продолжает партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда.

Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «По-хорошему сегодня полномочий у прокуроров в уголовном процессе хватает только на то, чтобы записывать в специальный журнал учета клятвы сотрудников правоохранительных органов о недопущении нарушений впредь, но не более. А из более-менее весомых полномочий у прокурора имеется только право отменять необоснованные постановления о возбуждении уголовных дел и не утверждать обвинительные заключения. Первым прокурор пользуется крайне редко, поскольку на момент возбуждения уголовного дела еще толком ничего не понятно, а вторым тоже нечасто, потому что исправлять что-то уже поздно, так как конструкция уже слеплена. А каких-либо эффективных средств оперативного реагирования у прокурора в настоящее время не имеется».

По словам юристов, судить о том, какой будет Генпрокуратура при новом начальстве, можно будет по первым же делам, в которых позиции силовиков будут противоречить духу и норме закона.

А вот война между СК и Генпрокуратурой, по словам экспертов, действительно может окончательно сойти на нет. Нужно просто дождаться кадровых перестановок в Следственном комитете, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

Павел СалинПавел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Господин Чайка помнил те времена, когда следствие было в его подчинении, и хотел их вернуть. А господин Бастрыкин, естественно, этому сопротивлялся. Господин Краснов представляет собой новое поколение силовиков — выходцев из Следственного комитета, для которых этот вопрос уже не особо актуален. Поэтому вопрос конфликта этих двух ведомств в контексте кадрового обновления пока в Генпрокуратуре, а скорее всего, это кадровое обновление в ближайшее время состоится и в Следственном комитете, теряет свою актуальность».

Полпредство в СКФО, которое предложили Юрию Чайке, эксперты оценили довольно высоко. Некоторые из них предполагали, что бывшему генпрокурору предложат статусное, более спокойное место. На Кавказе же, по их словам, Чайке действительно придется работать, причем с довольно серьезной нагрузкой. Тем интереснее, что предложат Александру Бастрыкину, в случае если в обозримой перспективе Следственный комитет он все же покинет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию