16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
4 февраля 2020, 05:32 Право

Почему Генпрокуратура предложила изменить приговор Константину Котову? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Котов был осужден на четыре года колонии по делу о неоднократных нарушениях на митингах по так называемой дадинской статье

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Генпрокуратура предложила кассационному суду изменить приговор гражданскому активисту Константину Котову. Как следует из документа, который опубликовала адвокат Мария Эйсмонт в Facebook, заместитель генпрокурора Леонид Коржинек потребовал смягчить «чрезмерно суровый» приговор Котову, снизив срок до года. Ранее он был приговорен к четырем годам колонии по делу о неоднократных нарушениях на митингах.

Рассматривая дело Котова, суд указал, что учел в качестве смягчающих обстоятельств его положительные характеристики, отсутствие судимости и то, что он оказывает материальную помощь своим родителям-пенсионерам. Несмотря на это, суд посчитал, что исправление Котова возможно только в колонии общего режима, и назначил ему срок, приближенный к максимально возможному, говорится в кассационном представлении Коржинека.

Как можно понимать такое требование прокуратуры, которая в сентябре прошлого года, когда Котов был осужден, не стала обжаловать его приговор, а в ходе апелляции настаивала на том, чтобы оставить его в силе?

Дело программиста Константина Котова, которому дали четыре года колонии, во многом не только резонансное, но и прецедентное. Он был задержан во время несогласованной акции возле здания администрации президента в Москве на Старой площади в августе прошлого года. А поскольку до этого его в течение года уже несколько штрафовали за участие в несогласованных митингах и пикетах, ему предъявили обвинение по ст. 212.1 УК, которая предусматривает уголовное наказание, если человек более двух раз в течение 180 дней привлекался к административной ответственности за нарушения на акциях.

Это так называемая дадинская статья, названная так неформально в честь активиста Ильдара Дадина, который стал первым, кого в 2015 году приговорили к трем годам колонии по этому новому тогда закону. Однако тогда же Конституционный суд поручил пересмотреть его дело, и президиум Верховного суда отменил приговор.

На сей раз 27 января Конституционный суд тоже поручил пересмотреть приговор Котову, указав, что статья 212.1 УК была применена в отношении него неверно, поскольку акция носила мирный характер. Саму статью 212.1 КС антиконституционной, впрочем, не признал.

Однако на сей раз Верховный суд почему-то отказался пересматривать приговор Котову, пояснив, что не считает определение КС новым обстоятельством по делу и посоветовав подать жалобу в кассационный суд. Такое решение было вынесено почти сразу после того, как Владимир Путин поручил новому генпрокурору Игорю Краснову «проверить на законность» приговор Котову. Поскольку у нового генпрокурора сменились все заместители, то протест по приговору пришлось выносить все же не тем людям, которые не сделали это ни в сентябре, ни позже, а то было бы совсем смешно.

Верховный суд то ли «не расслышал» президента, то ли решил на фоне грядущих конституционных перемен, в которых многие усмотрели снижение независимости судебной власти от исполнительной, все же продемонстрировать свою независимость. Но вернее всего, он просто дал возможность именно Генпрокуратуре выполнить поручение президента. В этом смысле с аппаратной точки зрения все было сделано ювелирно, да и с чисто юридической тоже. Пересматривать приговор должен был в данном случае скорее все же президиум Верховного суда, как и в 2015 году.

Однако все это вовсе не значит, что, во-первых, осужденный в сентябре активист выйдет на свободу уже сейчас. Во-вторых, что по этой же самой статье не посадят новых протестантов. Жестокость по отношению к так называемым несогласным и несистемным, особенно рядовым, по-прежнему останется нормой судебной практики, тогда как милость — даруемым сверху исключением.

И на том спасибо. Тем более что в рамках вроде бы планируемой к юбилею Победы амнистии таковая милость по отношению к осужденным по делам о московских протестах все равно не полагалась.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию