16+
Воскресенье, 5 июля 2020
  • BRENT $ 42.78 / ₽ 3053
  • RTS1235.18
5 февраля 2020, 21:59 Финансы

«Каждый литр молока учитывать, каждый кусок сыра». Во что выльется маркировка молочных продуктов?

Лента новостей

СМИ сообщили, что завод «Карат» пригрозил переносом части производства в Белоруссию из-за введения маркировки. Потом гендиректор предприятия уточнил, что его слова истолковали неверно. Но вопрос с маркировкой молочки никуда не делся

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Завод «Карат» не планирует выводить из России в Белоруссию часть производства сыра. Как пояснил ТАСС генеральный директор предприятия Евгений Гребнев, его слова, попавшие в протокол совещания в Минсельхозе, были вырваны из контекста и в документе были отражены не совсем корректно.

Ранее СМИ сообщили о том, что «Карат» пригрозил таким переносом в случае, если с 1 июня в стране введут обязательную маркировку молочной продукции. Впрочем, свое негативное отношение к самой идее внедрения обязательной маркировки Гребнев подтвердил. И волнуются по этому поводу не только крупные производители.

Топ-менеджер «Карата» уточнил, что, критикуя идею, он просто спросил: «Вы нас подталкиваете к выносу в Белоруссию, так?» А предметно Гребнев сказал, что на некоторые линии завод физически не может установить допоборудование для маркировки.

Дальше продолжили эксперты, комментировавшие тему: «Карату» проще производить творожный сыр на мощностях белорусского партнера. Туда и новое оборудование условно влезет, и сырье там дешевле. За счет экономии на сырье «Карат» мог бы компенсировать дополнительные затраты на маркировку.

Установка такого допоборудования — это реально дорого, говорит эксперт молочного рынка, генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова.

Марина Петрова эксперт молочного рынка, генеральный директор Petrova 5 Consulting «Стоимость доукомплектования линии в размере от 50 тысяч евро на одну линию, а у «Карата» это 150 тысяч евро на одну линию. На среднем заводе порядка десяти упаковочных линий. Затраты будут от 500 тысяч до 1,5 млн евро».

Россия постепенно движется в направлении маркировки всего. Началось с алкоголя и системы ЕГАИС, потом начали чипировать шубы, затем перешли к лекарствам. Благодаря маркировке виден путь товара от точки производства или ввоза до конкретного магазина, который этот товар продал.

Но в случае с молочным рынком какое отношение это имеет к качеству, задается вопросом фермер, сыровар Олег Сирота. По его словам, ничто не мешает производителю смешать сухое молоко с пальмовым маслом, нанести на упаковку данные о том, что сделано это на таком-то заводе, и пустить в продажу.

По словам Сироты, за качество на молочном рынке отвечает уже действующая электронная система «Меркурий», которая, грубо говоря, подтверждает, что на ту или иную продукцию производитель получил все нужные ветеринарные справки.

И многие представители отрасли считают, что маркировка будет просто дублировать «Меркурий» и за одно и то же бизнесу нужно будет заплатить дважды. Но если для крупных производителей это вопрос лишних затрат, то для простых фермеров — уже вопрос выживания как такового, говорит Олег Сирота.

Олег Сирота фермер, сыровар «Нужно каждый литр молока учитывать, каждый кусок сыра вбивать в электронную систему, отправлять на конкретную точку. Это очень сложно. И мы живем в стране, где не везде сотовая связь ловит, электричество дают не каждый день. И в этих условиях придется внедрять маркировку. У нас уже были встречи с теми, кто внедряет систему маркировки, и они превращались все в митинги, потому что маленькие фермеры не знаю как работают, как внедряют».

О необходимости введения системы маркировки молочной продукции представители отрасли спорят с регулятором и языком статистики. Так, по данным Минсельхоза, доля фальсификата на молочном рынке России составляет от 8% до 12%. Молочники же утверждают, что показатель составляет всего 4,5-5%.

По контрафакту цифры тоже расходятся. Что же касается реализации в России импортной продукции, по словам экспертов, условия для ввозимых товаров будут такими же, как и для продукции, произведенной внутри страны. Ситуацию комментирует управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк.

Илья Березнюк управляющий партнер Agro & Food Communications «Маркироваться это должно, насколько я знаю, либо на заводе, у завода-производителя, который лицензирован нашим Россельхознадзором по поставкам в Россию, либо это должно быть поставщиком, дистрибьютором, импортером промаркировано здесь уже».

Что касается «санкционки», которую, несмотря на запрет, все равно можно увидеть на рынках и в маленьких магазинах формата «у дома» (рядом с моим, например, недавно появился сыр бри, на упаковке которого без стеснения жирным шрифтом написано Made in France), так вот на «серый» рынок введение маркировки не повлияет никак. Те, кто провозит сыры в чемоданах, а потом выкладывает их на прилавки, свое отношение к нормативному регулированию отрасли и так промаркировали довольно внятно.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию