16+
Четверг, 13 августа 2020
  • BRENT $ 44.70 / ₽ 3295
  • RTS1307.12
21 февраля 2020, 12:41 Стиль жизниКино

В Берлине открылся 70-й Международный кинофестиваль. Среди фаворитов — «Дау. Наташа»

Лента новостей

В России картину не увидят: министерство культуры не выдало прокатные удостоверения четырем эпизодам многосерийного фильма, поскольку они содержат материалы, «пропагандирующие порнографию»

Фото: Annegret Hilse/Reuters

В столице Германии стартовал Берлинале — самый посещаемый кинофестиваль Европы. Он пройдет с 20 февраля по 1 марта. Ожидается почти треть миллиона зрителей и 340 фильмов к просмотру. В этом году его открывает картина «Мой год Сэлинджера» c Сигурни Уивер в главной роли.

На фестиваль приехало много российских фильмов, но за «Золотого медведя» будет бороться только один — «Дау. Наташа». Без преувеличения — грандиозный проект. Три года люди не играли, а жили в павильонах специально отстроенного для съемок закрытого городка для инженеров-физиков. Двенадцать лет назад этот проект был задуман как съемки кино о физике Льве Ландау.

Не актеры, обычные люди — студенты, полицейские, проститутки, физики, священники и бездомные — согласились жить в эпоху с 1930-го по 1960 год, одеваться строго по тому времени и играть не себя — других людей. Но у фильма не было сценария, сценаристом была сама жизнь и обстоятельства, в которые поместили этих людей. Это не просто фильм — настоящий социальный эксперимент. Сотни отснятых часов и возможность, как из конструктора, монтировать из «Дау» разные серии.

Впервые в истории Берлинале кинофестиваль взял сразу два фильма одного режиссера: «Дау. Наташа» и «Дау. Дегенерация». За право презентовать этот проект боролись Париж и Берлин. В итоге презентация всего «Дау» состоялась в январе в Париже. В России не то что не будет презентации — этот фильм вообще не увидят. Министерство культуры РФ отказало в выдаче прокатного удостоверения фильмам «Дау». О картине рассказывает редактор журнала «Искусство кино» Егор Беликов.

Егор Беликов редактор журнала «Искусство кино» «Я трое суток просидел в Париже. Мне кажется, эта картина была достойна «Золотой пальмовой ветви» в любой год Каннского фестиваля. Думаю, Канны тоже возьмут себе какой-то фильм из «Дау», как и Венеция. Это потрясающее произведение, удивительное, совершенно неправдоподобно то, что оно было снято без сценария. Я не понимаю, как такое можно было придумать, оказывается, это все происходило в реальной жизни. Я был чрезвычайно впечатлен. Все четыре произведения не получили прокатного удостоверения из-за некой пропаганды порнографии. Я не очень понимаю, что это такое само по себе. В «Дау. Наташа» действительно есть некоторые сцены порнографического содержания в духе «Ночного портье» Лилианы Кавани. Это не просто так было сделано и оставлено в фильме. Более того, сделано всеми участниками без науськивания режиссера, добровольно. Мне кажется, у картины грандиозные шансы на призы. То, что россияне могут лишиться просмотра одного из важнейших фильмов года, не говоря уже о том, что это один из важнейших фильмов десятилетия в мире вообще, — это грандиозная культурная катастрофа для страны».

В неосновной программе представлен фильм Вадима Перельмана «Уроки фарси» — картина о холокосте. В концлагере заключенный-еврей выдает себя за перса, и ему приходится обучать фарси главного повара в лагере. Перельман известен как режиссер фильма «Елки 5» и «Пепел».

Особое внимание немецкой прессы приковано к документальному фильму «Добро пожаловать в Чечню» канала HBO, который снял сериал-событие прошлого года — «Чернобыль». В представленной на Берлинале картине рассказывается о благотворительной организации, которая спасает и вывозит из Чечни представителей ЛГБТ-сообщества.

Также будет представлен фильм Андрея Грязева «Котлован». О концепции картины и о том, кому она может быть интересна, рассказывает культурный обозреватель журнала «Живой Берлин» Наталья Жук.

Наталья Жук культурный обозреватель журнала «Живой Берлин» «Фильм «Котлован» Андрея Грязева полностью документальный. Это склеенные YouTube-видео жителей Российской Федерации, которые записывали обращения к Владимиру Владимировичу Путину. [Фрагменты] могут относиться к проблемам ЖКХ или проблемам инвалидов, [это могут быть] дети, которые пропали на войне, или люди, которые ни за что сидят в тюрьме, по непонятным обвинениям. И, в принципе, общая картина того, как кто-то еще верит в помощь государства, или жалуется, или на что-то надеется, кто-то не верит, кто-то ругается. Это срез общественных настроений по отношению к президенту. Кто-то молится, а кто-то кричит от отчаяния. Западному зрителю это интереснее. Мы это знаем, эта наша реальность, для западного зрителя это неприглядный взгляд на то, что происходит в России сейчас, как люди по-разному живут, как по-разному относятся к властям».

За два дня до старта фестиваля показали премьеру фильма украинского режиссера Олега Сенцова. Фильм «Номера» — это утопия о закрытом обществе, где у каждого человека есть только порядковый номер. Сенцов режиссировал фильм из российской колонии в городе Лабытнанги, по тюремной переписке, но успел подать заявку на Берлинале сразу после освобождения. На пресс-конференции Сенцова спрашивали про Россию.

— Это про Россию фильм?

— Я не писал про Россию, сейчас это можно приложить к любой стране. Это про любое наше общество. Любое общество проходило такие метаморфозы, поэтому история универсальная.

В этом году на Берлинале приехали Джонни Депп, Кейт Бланшетт, Хелен Миррен (ей вручат почетного « Золотого медведя» за вклад в кинематограф) и Хиллари Клинтон, которая лично должна представить документальный сериал «Хиллари» о самой себе.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию