16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.24 / ₽ 8163
  • RTS1174.24
1 августа 2020, 14:00 Общество

Актеры «Современника» в недоумении после скандального ухода из театра Сергея Гармаша

Лента новостей

Гармаш заявил о своем уходе, опубликовав прощальное письмо в чате «Современника». Причиной он назвал «чудовищную ситуацию» в театре

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Обновлено в 19:18

Актеры театра «Современник» отреагировали на письмо об уходе Сергея Гармаша. «Это удивительно как минимум. Сергей Леонидович не может уйти из театра», — заявила Ольга Дроздова.

«Это право Сергея Леонидовича делать то, что он хочет. Я не хочу выносить сор из избы», — сказал актер Никита Ефремов. Актриса Чулпан Хаматова в разговоре с РБК отметила, что не видит в театре «Современник» никакой «катастрофической, чудовищной ситуации», о которой заявил Гармаш. «У нового худрука Рыжакова не было возможности себя показать. Театр закрыли на карантин. Если человек как художник не может согласиться с другим художником — значит, он выбирает другой путь», — отметила она.

Накануне Гармаш заявил о своем уходе из театра, опубликовав прощальное письмо в чате «Современика»:

«Дорогие мои!

Мне тяжело далось решение уйти из театра.
Я прожил здесь счастливых 36 лет. Это мой дом, оставлять который для меня тяжело и больно.

Пытался достучаться до властей. Считал это своим долгом по отношению к нашему общему делу, к памяти Галины Борисовны [Волчек], к тому, к чему она нас призывала, говоря: «Не позвольте сделать из театра модное место». Услышан не был.

Эти полгода показали, сколь катастрофичным было решение о назначении Виктора Рыжакова. Оно было принято подковерно, еще при жизни Галины Борисовны. Подписано буквально на крышке гроба. Это сделали московские власти. Видимо, чего-то боялись. Возможно, даже слухов о том, что я претендую на роль худрука. Говорю вам ответственно: это не так.

Вы сами знаете, на сегодняшний день ситуация внутри труппы чудовищная. Налицо очевидный раскол, чего не было здесь никогда. И как выходить вместе на сцену и играть спектакль, представить сложно. Идет расправа над людьми, прекрасными профессионалами, отдавшими театру десятилетия жизни.
А вместо уволенной Саши Толубеевой на работу принимается собственная дочь.

Впереди снятие успешных и конкурентоспособных спектаклей, тем самым артисты, занятые в них, лишаются заработка, а зрители любимых спектаклей. Ярчайший тому пример: убран из репертуара «Шагает солнце по бульварам» — спектакль, посвященный памяти основателей театра. Вместо него студенческая «Оттепель».

Для себя я принял решение, что дальше принимать в этом участие не могу».

Письмо Сергея Гармаша Business FM попросила оценить его многолетнюю коллегу, народную артистку России, актрису театра «Современник» Лию Ахеджакову.

Лия АхеджаковаЛия Ахеджакова народная артистка России, актриса театра «Современник»«Мне просто хочется сказать, что если бы тот 30-летний Сережа, который пришел в театр, мог бы увидеть себя 60-летнего, он бы этого не пережил. Я не хочу никаких подробностей. Я всегда к нему очень хорошо относилась, и я никогда не думала, что этот человек пойдет в «Единую Россию» к Турчаку стучать на своего коллегу. Не должно было этого быть. Я не знаю, что с ним случилось. Большего бы не хотела, чтобы кто-нибудь услышал. Речь идет о том, кто возглавит театр. И это письмо Сережи с такой нехорошей стороны его показало. Я с ним столько лет работала и всегда к нему очень хорошо относилась».

Новый режиссер в театре почти всегда воспринимается в штыки, а еще положение усугубила пандемия, считает театральный критик Ольга Егошина.

Ольга Егошина театральный критик «Сейчас такая общая ситуация во многих театрах. После пандемии все раздражены, везде меньше денег, везде тяжело перенесли месяц неработы. Не очень понятные перспективы. Когда приходит новый руководитель в театр, особенно человек со стороны, как Виктор Рыжаков или как сейчас во МХАТе Сергей Женовач, всегда начинаются всякие актерские бунты. Чем дольше театром руководит крупная личность, такая как Галина Борисовна Волчек, тем потом сложнее кого-то принять. Рыжаков не успел ничего: ни выпустить спектакль, ни определиться, что будет. Он только успел прийти, чуть-чуть начать, и вот этот ужасный перерыв. Очень надеюсь, что будет как в Вахтанговском, как в БДТ — театр в результате поверил, встал на курс, и началась замечательная новая эпоха и там и там. «Современник» — это режиссерский театр. Он был создан как режиссерский театр. Вначале Олег Николаевич Ефремов, потом Галина Борисовна — там все время стояли режиссеры. Любое другое руководство — это компромисс. Все-таки с тех пор как Станиславский начал этот режиссерский театр, за ХХ век стало понятно, что, наверное, сейчас это самая интересная форма».

Театральный обозреватель, биограф Галины Волчек Марина Райкина считает, что театр дал трещину не в связи с уходом Гармаша, а из-за необдуманных действий нового худрука Виктора Рыжакова.

Я прекрасно помню, как его очень хорошо приняла труппа, но я разговаривала с артистами, там, конечно, ситуация нехорошая, потому что, как они говорят, Виктор Рыжаков расколол молодую часть труппы. Теперь они не здороваются друг с другом. Сначала Волчек хотела передать бразды правления Сергею Гармашу, потом возникла идея Чулпан Хаматовой. Но она очень быстро прошла, потому что между ними сложилась какая-то непростая ситуация.

Гармаш мог уйти, потому что понял, что не сможет занять место, которое мог бы занять?

Я не знаю, это надо спросить Гармаша. Но некоторые артисты подтвердили, что, когда они к нему обращались после смерти Галины Борисовны и говорили: «Сережа, пожалуйста, станьте нашим худруком», — он сказал «нет». Я понимаю, почему он сказал «нет». Он артист, а артист, в отличие от режиссера, это другое мышление. Он играет еще сентябрь. А как будет дальше сводиться дебит с кредитом, доходная часть с расходной в «Современнике», я не знаю. Три спектакля Миши Ефремова слетели, пять спектаклей слетит Гармаша. Минус восемь кассовых спектаклей. Театр, который зарабатывал десятки миллионов в месяц, я думаю, понесет очень серьезные убытки.

Худрук «Современника» Галина Волчек, которая возглавляла театр почти 50 лет, умерла 26 декабря прошлого года. С 4 января ее место занял 60-летний Виктор Рыжаков, который с 2012 года являлся худруком Центра имени Мейерхольда. Приказ о его назначении был подписан в мэрии Москвы 30 января.

В театральных кругах говорили, что кандидатуру Рыжакова при жизни одобрила сама Галина Волчек. В числе потенциальных преемников на пост художественного руководителя называли также Сергея Гармаша и Чулпан Хаматову. Однако Волчек якобы была против, поскольку они не смогут уделять много времени театру: Гармаш очень занят в кино, у Хаматовой также много различных проектов.

В частности, о Гармаше сама Галина Борисовна говорила: «Я доверяю, например, Гармашу, которого я очень ценю как артиста, но я всегда это говорила, что те пять минут, которые он свободен от кино, от концертов, от обеспечивания огромной семьи необходимыми вещами… Эти пять минут он очень честно работает в театре! Я это говорила, когда сделала его своим помощником по творческим вопросам. Но пять минут — это мало».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию