16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.70 / ₽ 7975
  • RTS1129.50
7 августа 2020, 04:27 Политика

Сколько еще «пороха» у Лукашенко? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Лукашенко демонстрирует готовность драться за власть и не уступать оппозиции. Между тем его действия кажутся «не столько неожиданными, сколько уже скорее экзотическими», считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Белоруссии в ходе досрочных выборов президента, по официальным данным, уже проголосовали более 12% избирателей. Оппозиция этим цифрам не верит и готовится к альтернативному подсчету голосов 9 августа на основе платформы «Голос», предлагая избирателям присылать свои заполненные бюллетени в телеграм-канал.

Число наблюдателей на участках будет сокращено под предлогом сложной эпидемиологической ситуации и по решению ЦИК республики. В свою очередь президент Александр Лукашенко сделал целый ряд громких заявлений в интервью украинскому журналисту Дмитрию Гордону.

Александр Лукашенко продолжает разыгрывать карту с арестованными российскими бойцами ЧВК, делая новые ходы, не столько неожиданные, сколько уже скорее экзотические. Так, он поручил пригласить генпрокуроров России и Украины, сесть втроем и решить судьбу задержанных на основе законов и по совести. Хорошо еще, что не в карты разыграть.

Всерьез комментировать подобную инициативу трудно, поскольку это скорее тянет уже на диагноз. И диагноз этот заключается в том, что рано или поздно в истории застоявшегося авторитарного режима типа лукашенковского наступает такой момент, когда то, что еще недавно могло бы показаться подданным, да и подчиненным очередной гениальной комбинацией вождя, начинает казаться либо блажью засидевшегося автократа, либо свидетельством его неадекватного понимания ситуации.

В этом смысле все действия Лукашенко в отношении задержанных россиян, на которые в Москве смотрят с раздражением и изумлением одновременно, могут оказаться оправданными с политтехнологической точки зрения, разве что если это действительно склонит в его пользу чашу электоральных предпочтений. Однако если окажется, что он в данном случае просто не уловил тонкость момента и пошел на необдуманное обострение, это станет лишь одним из свидетельств того, что его режим действительно «посыпался».

«Посыпался» — это когда сидевшие на днях в зале и внимавшие его ежегодному обращению к парламенту и народу еще дружно аплодировали выступлению, а про себя думали: «Что-то Батька чудить стал, он уже не тот». И в политической атмосфере повисает ощущение, что конец уже где-то совсем не за горизонтом, а чуть ли не за углом.

Лукашенко явно нервничает и делает сразу много ходов, которые выдают его нервозность. С одной стороны, он уверяет, что у него практически братские отношения с Путиным, а все правильные распоряжения российского «старшего брата» искажают исполнители. С другой — приглашая российского генпрокурора сесть за стол с украинским и «порешать», кого куда выдавать, он вряд ли не понимает, какое раздражение это вызывает в Москве. А если не понимает, то это и значит «посыпался».

Или говорит, что он бы «дрался за Крым» на месте украинцев, то есть, получается, убивал бы «вежливых людей». Наконец, когда он накануне выборов заявляет, что не собирается никуда бежать из страны, то это точно выдает всем избирателям его страхи, что именно такой ситуации он сегодня реально и боится. И всем окончательно становится понятно, что решающие события будут происходить уже после голосования.

У оппозиции уже просматривается тактика на «после выборов». Организуя альтернативный подсчет голосов, она явно готовит аргументы для уличного противостояния. У трех женщин, жен снятых с предвыборной дистанции и репрессированных политиков во главе с зарегистрированным кандидатом Светланой Тихановской, появился по-своему яркий медийный имидж, он хорошо «продается» в соцсетях.

И на этом этапе оппозиции даже не нужна программа — ее все равно никто читать не будет. Нужен именно образ: молодое поколение, олицетворяющее будущее, против заметавшегося и делающего одну глупость за другой престарелого диктатора. За образом должна появиться тактика действий после голосования.

Если оппозиции удастся не только вывести людей на улицы в большом количестве, но и развивать протестные акции по восходящей и в соответствии с именно наступательной тактикой, то у Лукашенко могут быть очень большие проблемы. Если протест не обретет внутренней логики развития, то он сравнительно быстро выдохнется.

Со своей стороны президент Белоруссии показывает, что он готов драться за власть и «есть еще порох в пороховницах». Непроясненных вопросов, собственно, осталось всего два: сколько у него еще этого «пороха» и в какой момент его собственное окружение увидит неуверенность, а то и панику в его глазах, словах и действиях?

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию