16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1131.54
11 сентября 2020, 15:13 Авто

Бесплатный транспорт, но платные дороги: насколько правдоподобна стратегия Минтранса?

Лента новостей

Такое будущее Минтранс не исключает уже к 2035 году. Опрошенные Business FM эксперты разошлись во мнениях: идеи Минтранса называют как неизбежными, так и утопическими

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Проезд в общественном транспорте в России может стать бесплатным — при условии платных дорог для автомобилистов. Как сообщает РБК, о такой возможности говорится в обновленном проекте транспортной стратегии Минтранса. Как считают в министерстве, это заставит россиян чаще пользоваться общественным транспортом.

По схеме «пользователь платит за всех», о которой идет речь в документе, предполагается, что через пять лет будет введена плата за проезд по дорогам регионального значения, а еще через десять лет, к 2035 году, платить будут «все категории пользователей дорог», в том числе в городах. При этом, идет ли речь о платном проезде на автомобиле по любым дорогам, в проекте стратегии не уточняется, отмечает издание.

От платных дорог в будущем никуда не деться, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. В то же время эксперт сомневается, что общественный транспорт таким образом можно сделать бесплатным.

Михаил БлинкинМихаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «За те же дороги мы платим через налоги, в цене бензина. Есть еще транспортный налог, на некоторых дорогах есть еще платность и так далее. Вся эта архаика, придуманная много-много десятилетий назад, в нашу цифровую эпоху совсем не нужна, потому что с помощью тех гаджетов, которые стоят на улице, на дороге и у нас с вами в автомобилях, можно померить наше дорожное потребление самым непосредственным образом — сколько километров проехал. Еще установим тарифные ставки: еду по Бульварному кольцу — это подороже, по проселочной дороге — подешевле. Еду по шикарной новенькой автомобильной магистрали — одна ставка, еду по скромной дорожке четвертой технической категории — другая ставка. Это переход к непосредственной плате за наши дорожные удовольствия. Сейчас плата косвенная, в общем, довольно кривая. Можно сделать непосредственным образом, причем во многих точках мира это уже делается. Я это видел в Калифорнии, в штате Орегон это делается. В Москве это можно было сделать позавчера, потому что в Москве этих гаджетов больше, чем у кого угодно. Переход на этот механизм вполне правдоподобен и даже неизбежен. Что касается бесплатного общественного транспорта, точнее говоря, перекрестно субсидируемого за счет платежей автомобилистов, во многих городах мира, прежде всего европейских, количество автомобилей на тысячу жителей уже падает, а не растет. В России пока растет, но что будет через 15 лет, я не знаю. С учетом цифровых технологий, с учетом шеринговой экономики, экономики совместного потребления, похоже, этот баланс просто не сойдется через 15 лет».

Идею Минтранса о платных дорогах и бесплатном проезде в общественном транспорте вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает утопичной.

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «В Минтрансе в последнее время зачитываются разного рода утопическими романами, которые рисуют наше мрачное технологичное будущее. Исходя из этих романов они формируют государственную политику на перспективу. Что предлагают эти люди? Они хотят, чтобы социальное расслоение в России стало настолько глубоким, что власть имущие и деньги имеющие люди будут пользоваться дорогами, а все остальные, как шпроты, будут наслаждаться общественным транспортом, желательно как можно ближе друг к другу. Какое-то меньшинство возьмет на себя обязательства финансировать свободу своего собственного передвижения. Я знаю массу обеспеченных людей, которые были бы очень рады такой концепции, они были бы рады платному въезду, запрету парковок повсеместно, только чтобы город был пустой. Я подозреваю, что если вдруг об этой утопической инициативе мы будем говорить и рассуждать всерьез, то речь будет идти, скорее всего, об отслеживании покилометрового пробега и выставлении человеку по итогам, допустим, месяца какого-то счета, который он оплачивает и дальше может ездить, иначе подвергается каким-то репрессиям и отправляется ко всем остальным наслаждаться общественным транспортом».

По итогам 2019 года Минтранс докладывал об оттоке пассажиров с общественного транспорта, отмечает РБК. Причина — «кардинальное улучшение дорожных условий», особенно в европейской части страны. При этом в Москве «удобный общественный транспорт, парковочная политика» и другие факторы, по данным министерства, позволили вернуть часть пассажиров в городскую транспортную систему.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию