16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
2 октября 2020, 12:57 ПолитикаКонфликты

Готовы ли Армения и Азербайджан к компромиссу? Отвечают представители диаспор в России

Лента новостей

Мнения собеседников Business FM о возможных точках соприкосновения в нагорнокарабахском конфликте оказались далеки друг от друга

Фото: Zuma\TASS

Обновлено в 19:07

Заявления политиков Армении и Азербайджана звучат крайне радикально. Жители обеих стран, опрошенные Business FM ранее, говорят, что их солдаты пойдут до конца и что к военкоматам выстраиваются очереди из добровольцев.

Радиостанция решила поговорить о возможных точках соприкосновения в этом конфликте с представителями диаспор Армении и Азербайджана, проживающих в России. Но и их позиции оказались весьма далеки друг от друга. Вот что заявил вице-президент Союза армян России Герман Ананянц.

Герман Ананянц вице-президент Союза армян России «Я на днях слушал господина посла Азербайджана, он такие глупости говорил, например, сейчас народ — армяне и азербайджанцы — в Нагорном Карабахе вместе будут жить, через два-три года помирятся и будут жить как раньше. Он сказал, конечно, абсолютный абсурд, не понимая ни историю, ни житейского вопроса. Конечно, никогда армяне не простят, потому что они помнят хорошо геноцид армян в Османской Турции. Конфликт возможно остановить, его надо остановить. Мне как отцу, как дедушке очень больно, когда я вижу, как у танка падает 18-летний азербайджанский солдат, или на той стороне армянский солдат падает, покидает этот мир. Поэтому я считаю, что эту войну надо остановить, необходимо остановить. Помирить невозможно, но должно же быть мирное сосуществование. Можно жить, друг друга не знать, но, если кто хочет, пусть общается, никто никому у нас не может запретить, это воля каждого человека. Но боль тяжелая, только мирное сосуществование, но никакой дружбы, любви — это все исключено».

О том, на каких условиях к компромиссу готова его страна, говорит вице-президент Всероссийского азербайджанского конгресса Самир Мамедов.

Самир Мамедов вице-президент Всероссийского азербайджанского конгресса «Азербайджан всегда в гуманитарной плоскости заявляет о том, что мы готовы предоставить армянам, которые проживают в Карабахе, наивысшую автономию, подобную той, которая была у армян в Советском Союзе. Эта компромиссная позиция Азербайджана согласуется с принципом международного права, принципом самоопределения народов и тем самым не нарушает принцип территориальной целостности государства. А позиция Армении, к сожалению, максималистская: нам все, а вам ничего. Соответственно, мы получаем право на сецессию, а Азербайджан теряет территорию. Конечно, ни одно государство мира не смирится с потерей территории. И Азербайджан выдвигает достаточно разумные условия восстановления гуманитарных контактов в рамках автономии в составе Азербайджана. В Армении рано или поздно должны понять, что, к сожалению, их попытки легализовать оккупацию не удались. Представьте себе, что до сих пор ни одно государство мира не утвердило, не признало Нагорный Карабах и семь оккупированных территорий как независимое государство, как пытается представить его армянская сторона. Поэтому, в любом случае, компромисс может быть только на основе международного права, законов, Устава ООН и общепризнанных принципов международного права».

Вице-президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России Видади Аббасов в разговоре с Business FM был весьма эмоционален.

Видади Аббасов вице-президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России «Азербайджанская сторона четко говорит: что было — то было, произошла трагедия, [унесла] человеческие жизни. Если мы говорим о мирном пути разрешения конфликта, сперва освободите семь районов, которые не имеют никакого отношения к Нагорному Карабаху, освободите оккупацию, там все равно никто не живет. А по Нагорному Карабаху давайте сядем, обсудим статус Нагорнокарабахской автономной республики. Мы готовы предоставить Нагорнокарабахской автономной республике все полномочия, не имеющие даже аналогов во всем мире. Но армянская сторона говорит: нет, это отдельное государство, а эти семь районов, которые мы оккупировали, — это «серая зона», чтобы обеспечить безопасность новообразованной армянской республики. Скажите, если сегодня в результате военных действий азербайджанская армия продвинется вперед, освободит все эти оккупированные районы и сам Нагорный Карабах и еще проникнет километров на 550 на территорию Армении и скажет: «Извините, это у меня зона безопасности», кто на это согласится, кто это воспримет? Азербайджан обязан, его граждане требуют освободить свои земли. Мы же не виноваты, что армянским идеологам пришла в голову такая бредовая идея — создать Великую Армению от моря до моря. Не будет. Пускай армяне не питают никаких иллюзий. Если даже в сегодняшней войне этот вопрос не решится, он решится на завтрашней, послезавтрашней войне. Спокойной жизни сейчас армянскому народу не будет, пока их руководители и идеологи не образумятся».

Вице-президент Союза армян России Левон Муканян от вопроса о возможном компромиссе быстро перешел к истории и геополитике.

Левон Муканян вице-президент Союза армян России «Нагорнокарабахская республика Арцах никогда — ни до Советского Союза, ни после Советского Союза — не входила в состав Азербайджанской Республики. Нагорнокарабахская республика Арцах вышла из состава Азербайджанской ССР еще в период Советского Союза на основании законодательства Советского Союза и международного права. А когда они говорят, что это наше, когда это было ваше? До этого с Гюлистанского договора с начала XIX века там была Россия. То есть 300 лет это была Россия, потом Советский Союз, потом независимый Нагорный Карабах, до этого была Персия. То есть на каком этапе вы считаете это своим, и кто вы, что вы считаете это своим? Если азербайджанцы — это потомки персов, то тут один разговор, если это потомки турков, то это другой разговор. Поэтому я хочу сказать, что, когда они говорят «это наше», то, извините, какое наше? Вы в регион когда пришли? Вот Эрдоган отмечает 500-сколько-то-летие взятия Константинополя, Стамбула, Византии. Историки Византии пишут, что армяне там были, эти были, те были, но никаких азербайджанцев там не было. Если вы взяли Византию, если вы взяли Константинополь, значит, вы туда пришли. Что же вы говорите, что это наше? Чего ваше? Сейчас идет крупнейшая геополитика, время терять нельзя. Если Россия будет мягка, обтекаема в своих оценках и нерешительна в своих действиях, то туда войдут либо турецкие войска, либо войска других государств. Какое-то решение будет, но каким оно будет? Оно будет, может быть, невыгодным России. Потому что если Турция с Азербайджаном соединится, то весь юг будет перекрыт».

Турция поддерживает Азербайджан всеми возможными способами. Об этом заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. По его словам, «эта борьба продлится до тех пор, пока Карабах не будет освобожден от оккупации». Глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу сказал, что Минская группа ОБСЕ даже не пыталась урегулировать проблему Карабаха. «Нет ничего более естественного, чем поддержка Турцией Азербайджана», — добавил Чавушоглу.

Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что обсудит с Эрдоганом ситуацию с переброской боевиков через Турцию в Баку. «Франция как сопредседатель Минской группы (ОБСЕ по урегулированию в Карабахе. — Ред.) должна потребовать объяснений по этому поводу», — подчеркнул Макрон.

Ранее он сделал крайне резкие заявления в адрес Турции. Макрон отметил, что прибытие 300 сирийских наемников через Турцию в Азербайджан — подтвержденный факт. «Такое поведение недостойно страны — члена НАТО. В данном случае красная линия уже пересечена», — сказал французский президент. Макрон призвал НАТО обратить внимание на поведение Турции. Ситуацию комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

Федор ЛукьяновФедор Лукьянов председатель Президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Между Турцией и Францией давно уже пробежало много разных кошек. Карабахский вопрос до недавнего времени там особо роли не играл, а вот другие вопросы — играли. Недавно были даже не столкновения, конечно, но какие-то инциденты в Средиземном море между военными кораблями, что, учитывая членство в НАТО и той, и другой стороны, весьма оригинально. Франция в силу большой и влиятельной армянской диаспоры всегда была скорее на армянской стороне. Что касается призыва обратить внимание к НАТО и упреков по поводу переброски наемников… Тот факт, что Макрон этот вопрос ставит, показывает, что весьма все напряженно в отношениях, но не очень понятно, что НАТО должно сделать в этом контексте, потому что красная линия проведена чего? Красная линия, после которой НАТО должно рассматривать вопрос об исключении Турции? Это представляется абсолютно нереальным и невозможным. Не очень понятно, что делать: вводить санкции какие-то натовские, внутри НАТО против Турции? Такого, по-моему, не было никогда. Самое главное в данной ситуации — только взвинтится напряженность, а не наоборот. Я думаю, что столь резких заявлений никто другой делать не будет, кроме Макрона».

Макрона могут поддержать другие европейские страны — члены НАТО, говорит руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.

Алексей МалашенкоАлексей Малашенко руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» «К Турции в Европе отношение сдержанное, и давно сдержанное. Мы это прекрасно знаем. Тем более турецкие претензии есть повсюду. Турки, которые проживают в Европе, своими выступлениями и действиями вызывают отторжение у европейцев. Поэтому я думаю, что если прямой поддержки типа того, что французы правы, не будет, то некое понимание и солидарность практически неизбежны. И потом тут речь идет не просто о том, что Макрон против Турции, тут идет разговор о каких-то комплексных мерах, потому что, посмотрите, формально и Макрон, и Трамп, и Путин выступают против турецкой деятельности, против турецкой активности».

Боевые действия в Нагорном Карабахе продолжаются с 27 сентября. Баку и Ереван ежедневно сообщают о больших потерях с противоположной стороны и своих успехах и одновременно опровергают сообщения противника. Президенты России, США и Франции в рамках Минской группы ОБСЕ призвали немедленно прекратить боевые действия и незамедлительно и без условий возобновить переговоры.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию