«Лайт-вариант» ограничений: готовы ли предприниматели к новым правилам?
Лента новостей
Власти обязали работодателей еженедельно отправлять в мэрию персональные данные сотрудников, переведенных на удаленку. По словам Собянина, это позволит не закрывать предприятия Москвы
Контроль за переводом сотрудников на дистаннционный режим работы позволит не закрывать предприятия Москвы, заявил столичный мэр Сергей Собянин в воскресном эфире телеканала «Россия 1». При этом градоначальник подчеркнул, что это «лайт-вариант» ограничений из-за роста заболеваемости ковидом.
«Мы требуем предоставить списки людей, которые переводятся на удаленку. Будем обеспечивать контроль за соблюдением ограничений. К сожалению, другого варианта нет. Это на самом деле самый лайт-вариант, когда предприятие не закрывается, ни одна из сфер экономики не закрывается».
С 12 октября власти обязали работодателей каждый понедельник отправлять в мэрию персональные данные сотрудников, переведенных на удаленку, включая номера их мобильных, автомобилей и проездных карт.
Готовы ли предприниматели к новым правилам и были ли уже какие-то предварительные проверки? Об этом Business FM спросила самих бизнесменов. Комментирует председатель комитета ресторанного бизнеса «Деловой России», основатель ресторана «Мясо и рыба» Сергей Миронов.
— Люди все равно работают по сменам, и 100% сотрудников в ресторане все равно не работают ежедневно. Поэтому если смотреть на график сотрудников, то в день работает порядка 65% от общего количества, потому что люди затронуты в производстве. Мы проводили совещания с московскими властями, с департаментами и пришли к такой схеме, что вся ресторанная бухгалтерия будет сидеть дома, отделы кадров будут сидеть дома, те, кого можно отправить, кто не затронут в производстве, будут сидеть дома. Остальные работают в сменном графике.
— Приходили к вам проверки, что удалены 30% сотрудников?
— Нет, еще рано. 12 октября предприятия должны отчитаться о том, кто отправлен домой, тогда же будут отправлены отчеты о том, что отправлены домой все офисные сотрудники и какое количество сотрудников ресторана будет работать в смену.
Генеральный директор торговой сети «Магнолия» Владислав Зуб рассказал, что часть сотрудников уже отправлена на удаленную работу и от этого «страдает производительность труда».
— Конечно, фронт, то есть магазины, на удаленку уйти не может, а офис — да, безусловно, это часть бухгалтерии, IT-отдел почти в полном составе, часть коммерческого отдела, отдел развития практически весь на удаленке. Уже удалили.
— Насколько сложнее в плане работы из-за этого?
— Безусловно, удаленная работа нарушает коммуникации, и производительность труда при этом страдает. При всех современных технологиях длительное время работы на удаленке ухудшает качество работы. Это то же самое, что обучение на удаленке: вроде бы удобно, вроде бы все то же самое, но качество и усвоение материала уже не то.
— К вам приходили с проверками?
— За последний месяц у нас по магазинам было, наверное, уже больше сотни различных проверок. Уже от этих проверок порядок устали, честно говоря, уже работать некогда, нас постоянно проверяют, требуют какую-то отчетность, снова проверяют и опять проверяют. Но вот именно в офис по поводу удаленки еще не приходили.
Владелец сети имидж-лабораторий «Персона» Игорь Стоянов рассказал, что приходится вводить сменный график.
Игорь Стоянов владелец сети имидж-лабораторий «Персона» «Если взять любой салон красоты, 90% людей работает в офлайне: парикмахеры, косметологи, стилисты, визажисты, массажисты и так далее, и вот это вызвало резонанс. Остается вопрос: кого же переводить? Горничную? Кто будет следить за чистотой? Окей, за собой убирать могут парикмахеры сами, мы сделали это, но, опять же, остается вопрос, потому что сказали, что будут контролировать и мониторить появление граждан на работе. До чего мы докопались? Что нам просто-напросто нужно перевести — внимание! — в другой график работы: либо неделя через неделю, или график два через два. Потому что отчетность надо будет подавать раз в неделю, и вы подаете график, что у вас люди просто сократили рабочее время на 30%. На производительности это не сказывается, но в бизнесе серьезнейший спад, и в сентябре наблюдалось беспрецедентное падение опять на 30-50% от выручки прошлого года».
Комментирует лидер Союза арендаторов, основатель компании One Group Сергей Румянцев.
— Единственное, с предоставлением данных возникли недопонимания, многие сотрудники отказываются предоставлять личные данные, персональные данные и подписывают бумаги, по которым мы не можем передать эти персональные данные. В целом очные сотрудники, я думаю, большинство уже давно на удаленке в каком-то определенном количестве, которое соответствует требованиям. Вопрос только по рознице в магазинах, кафе. Там мы, конечно, не удаляли 30%, потому что в указе есть то, что люди, которые обеспечивают жизнеспособность организации, не удаляются.
— Много сотрудников в штыки восприняло, что нужно информацию свою о себе давать?
— Вы знаете, много. Я процент не назову, но не очень люди хотят, чтобы за ними следили или передавали данные. То есть все корпоративные номера и машины передаются, а личные — с трудом, не хотят.
— У вас были какие-то проверки в целом и в частности по удаленке?
— Пока то, что касается офисов и так далее, это не очные проверки, а дистанционный обмен информацией. А в точки и кафе приходят, проверяют постоянно наличие масок, спецсредств, дистанцию с самого начала пандемии.
Как показал опрос 300 столичных работодателей, проведенный SuperJob, только каждая вторая компания Москвы может отправить на удаленку 30% персонала. 45% предприятий и организаций с весны оставили часть сотрудников на дистанционном режиме. 38% работодателей после ослабления карантинных мер летом успели вернуть весь персонал из дома. И лишь 10% не организовывали удаленную работу во время первой волны пандемии.