16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.15 / ₽ 8155
  • RTS1171.06
26 ноября 2020, 16:50 Компании

Наталья Бахова, МКБ: «Если ты ведешь бизнес, то должен думать не только о финансовом результате, но и о положительном влиянии на окружающую среду»

Лента новостей

Как в России поддерживается тренд на ESG

Директор департамента торгового финансирования МКБ Наталья Бахова.
Директор департамента торгового финансирования МКБ Наталья Бахова. Фото: МКБ

Директор департамента торгового финансирования Московского кредитного банка Наталья Бахова рассказала о том, какие продукты интересуют экспортеров после открытия границ, что такое «зеленое финансирование» и каково место диджитализации во внешнеэкономической деятельности.

После пандемии границы снова открылись. Что вы заметили как банк? Какие ваши продукты у компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, наиболее популярны?
Наталья Бахова: Если говорить про импорт, то нашим клиентам интересны продукты, которые позволят в первую очередь закрыть риск при расчетах с иностранным поставщиком и во вторую очередь — профинансировать.

Мы предлагаем достаточно широкий продуктовый ряд: это и аккредитивы с различными опциями, это гарантии, международный факторинг. Здесь, наверное, по импорту отметила бы аккредитивы как один из наиболее популярных банковских продуктов. Потому что, когда наши компании размещают на китайской или бангладешской фабрике свои заказы, поставщик просит, чтобы был открыт аккредитив как гарантия. В данном случае мы открываем аккредитив, поставщик знает, что он уже может производить продукцию, и после того как поставщик отгрузит, он получит денежные средства. Он может их получить сразу в момент отгрузки либо он может получить при отсрочке какой-то. Но в любом случае банк выплату гарантирует.

И нашим клиентам аккредитивы интересны, потому что, например, многие компании, импортируя в долларах из Китая, продают в России. И выручка будет в рублях. Соответственно, мы предоставляем возможность открывать аккредитив в долларах, юанях, в любой другой валюте, которая необходима. При этом постфинансирование предоставлять в рублях для того, чтобы у нашего клиента не было валютного риска.

Хорошо, а если говорить о торговле со странами СНГ. Какие здесь продукты наиболее востребованы?
Наталья Бахова: Мы достаточно эффективно работаем со странами СНГ в нескольких направлениях. Работа строится непосредственно с иностранными институтами — банками Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и других стран СНГ. Мы предоставляем финансирование в эти банки под контракты между нашими клиентами и клиентами иностранного банка. Иногда мы имеем прямые лимиты на локальные банки иностранных государств, иногда мы, не имея прямого лимита, используем лимиты в международных финансовых организациях, которые развивают внешнеторговую деятельность в различных странах. Зачастую они готовы давать свои гарантии под локальные базы для развития бизнеса, и мы, соответственно, под эти гарантии предоставляем банкам финансирование.

Также мы работаем, с точки зрения СНГ, по другому направлению. Это направление связано с нашими российскими клиентами: как импортерами, так и экспортерами. Возьмем экспорт: очень много компаний экспортируют в страны СНГ. И если взять даже несырьевой, неэнергетический экспорт, то около 20% всего экспорта — это страны СНГ. В данном случае нашим клиентам интересно закрыть риск того, что покупатель не заплатит, если ему представляют отсрочку платежа, а покупателю интересно получить отсрочку платежа.

Соответственно, здесь мы предлагаем нашим клиентам международный факторинг — экспортный факторинг — достаточно интересный продукт, который пользуется популярностью: мы не только закрываем риск того, что покупатель не заплатит, а еще и на 100% финансируем момент отгрузки. Факторинг, в отличие от кредита, — как закрытие дебиторской задолженности, а не кредит в учете. То есть факторинг очень интересный и популярный продукт. И мы видим спрос именно на операции из России в СНГ. Мы это делаем разными способами: через международную факторинговую ассоциацию — МКБ является ее членом, с помощью прямого взаимодействия с иностранными институтами, получая прямую гарантию, с помощью страховых агентств. Также когда мы сами установили лимит на иностранную компанию. Это происходит реже, здесь наши отношения с иностранными банками помогают нам структурировать сделки.

Я знаю, что в Китае особым спросом пользуется продукция российского АПК, то есть еда, которая выращена в хороших экологических условиях. Сейчас развивается принцип ESG: компания инвестирует и что-то продает, учитывая экологию и социальный фактор. Я видел заголовки, что за этим принципом будущее. Согласны ли вы с этим?
Наталья Бахова: Да, мы согласны с этим. Что такое ESG? Это environmental, social and corporate governance, или экологическое, социальное и корпоративное управление. Другими словами, если ты ведешь бизнес, то ты должен думать не только о финансовом результате этого бизнеса, но и о положительном влиянии на окружающую среду.

Это всемирный тренд. Наш банк входит в топ-5 самых прогрессивных банков в этом направлении, также мы первый российский банк, у которого есть ESG-рейтинг. Это значит, что у нас есть своя рабочая группа, мы выпускаем отчеты по ESG-стратегии. Мы точно так же работаем и с нашими клиентами, предлагая им финансирование по программе ESG — зеленое финансирование. Например, если у клиента есть проект, который связан с энергосбережением либо с борьбой с тем же коронавирусом, то мы в рамках этого проекта можем ему предоставить зеленое финансирование, потому что проект идет на благо окружающей среды.

Конечно, мы смотрим конкретные моменты, детали, погружаемся, анализируем соответствие и несоответствие. Клиентам это может быть интересно, в том числе потому, что мы имеем возможность фондирования в иностранных банках под ESG-проекты. Иностранные банки также заинтересованы в таком зеленом финансировании. И мы всегда размещаем в иностранном банке проекты и уточняем, какая будет цена. Если стоимость ниже обычной стоимости фондирования, то мы клиенту можем предложить более конкурентные условия.

Еще один тренд — это диджитализация и цифровизация. Если брать конкретно вашу сферу, в том числе внешнеэкономическую деятельность, здесь глубина проникновения этих технологий какова?
Наталья Бахова: Да, наш банк придерживается тренда диджитализации. Это внедряется во внутрибанковские процессы, кроме того, мы предлагаем интересные продукты для наших клиентов. Например, мы предлагаем выпускать внутрироссийские аккредитивы через платформу «Контур.Диадок». «Контур.Диадок» — это достаточно известная платформа, к ней подключены, наверное, 90% компаний. И в данном случае, перейдя на такую возможность выпуска аккредитивов через платформу, мы предоставляем клиентам более удобный, более гибкий продукт. У нас есть клиенты, которые выпускают аккредитивы в пользу российских поставщиков. И если мы проводим стандартную процедуру, а поставщик не является клиентом нашего банка, то сначала выпускается аккредитив, российский другой банк, который обслуживает поставщика, авизует этот аккредитив поставщику, делает там правоспособность, поставщик предоставляет документы в этот банк, банк направляет нам отчет о том, что он все проверил. И эта цепочка утяжеляется.

А когда мы дали нашим клиентам возможность делать это через «Контур.Диадок», процесс облегчился. Как это происходит? Мы открываем аккредитив непосредственно напрямую поставщику, который может не являться клиентом нашего банка, авизуем аккредитив. И поставщик предоставляет нам копии документов. И тут на самом деле происходит ускорение и уменьшение бумаги.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию