16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
4 января 2021, 07:45 Общество

Как частные театры и антрепризы выживают в условиях пандемии?

Лента новостей

Многие актеры жалуются на безденежье. Ситуацию усугубило решение столичных властей о заполняемости залов всего на четверть. Госдотаций, в отличие от мунициапальных театров, нет. Какой выход предлагает Минкультуры?

Фото: Софья Сандурская/АГН «Москва»

Толкучка в общественном транспорте, заполненные рестораны, где люди могут находиться без масок. К этому апеллируют практически все актеры, не понимая, почему именно в театрах — с санитайзерами повсюду, с обязательным ношением масок, с измерением температуры и дезинфекции на входе — находиться опаснее. В итоге приходится просто отказываться от постановок.

Комментирует актер и продюсер Леонид Ярмольник.

Леонид Ярмольник актер, продюсер «На примере моего спектакля, который мы играем с Колей Фоменко, то, что называется в простонародье антрепризой, — это спектакль, который сделан без помощи государства, за свои средства, он идет пять лет, этот спектакль называется «И снова с наступающим». Мы сыграли уже больше 150 спектаклей, он пользуется большим успехом. Но вот мы три месяца практически не играем, поскольку не хотим провоцировать людей на то, чтобы они приходили в зал и имели шанс заразиться, то же касается и труппы, да и всей обслуги. И мы сознательно прекратили играть спектакли, мы при этом ничего не получаем. Даже если бы мы согласились играть за 25% заполняемости зала, то это была бы ситуация, при которой мы бы сыграли спектакль и мы бы еще доплачивали деньги как продюсеры за то, чтобы рассчитаться с артистами, рассчитаться с арендой зала и так далее».

Многие актеры заняты в репертуарных театрах с господдержкой, другие снимаются в кино. Сейчас очень популярны съемки сериалов и кино для цифровых платформ — это практически единственный выход, куда можно идти и что-то зарабатывать. У частников господдержки нет. И 25-процентная рассадка — это, похоже, возможность ее избежать, говорит актер театра «Квартет И» Леонид Барац.

Леонид Барац актер театра «Квартет И» «Когда театр закрывают, это означает, что государство должно хоть как-то возместить спрос. А в этом случае государство ничего не должно нам, при этом зарабатывать, существовать на 25% крайне сложно. Мы не можем играть половину своих спектаклей, так как они становятся нерентабельными. Соответственно, те артисты, которые играют в этих больших спектаклях, остались без работы, а они просто ничего не получают. Мы сейчас играем только спектакли на четверых, в общем, выходит у нас совсем копеечный плюс — так, чтобы содержать штаб наших работников. Рестораны и общественный транспорт полностью заполнены. А с театрами почему-то так. Почему в ресторане можно сидеть плечом к плечу, а в театре нельзя — это большой вопрос. И логики никакой нет».

В реестре Минкультуры числится 366 частных театров. Каждый второй независимый театр находится в Москве и Петербурге. В сезоне 2019/2020 частники поставили 4 тысячи спектаклей.

Никакой помощи от государства, даже когда вынужден был закрыться на карантин, не получал от государства Центр театральных исследований «Трансформатор», говорит его комиссар Всеволод Лисовский.

Всеволод Лисовский комиссар Центра театральных исследований «Трансформатор» «В принципе, если какая-то помощь от государства и была, то нас это не касалось никак. Единственное поступление, которое у нас было, небольшой грант от Союза театральных деятелей на постановку, и все. На самом деле, сейчас заработки у актеров упали — это не самое главное, главное, что очень большой экзистенциальный кризис у актеров. Локдаун показал то, без чего можно обойтись, как линия отрыва на билете. И театр оказался за этой линией отрыва. То есть все, что можно просто административным решением закрыть, значит, не сильно нужно».

Прошлой осенью Минкультуры анонсировало поддержку частных театров в 2021 году. Благодаря новой программе у частных театров появится шанс получить грант до миллиона рублей на новые постановки и фестивали, причем впервые в рамках квоты, а не в порядке общего конкурса, когда частным театрам нужно было конкурировать с государственными. Как это все будет работать, непонятно. В театрах документа из Минкультуры пока не видели и говорят, что грант на премьеру — это прекрасно, но кому ее показывать?

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию