16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.26 / ₽ 8210
  • RTS1160.60
11 января 2021, 22:21 Политика

Америка в борьбе с «трампизмом». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Еще действующего президента США ждет процедура импичмента, а общество тем временем продолжает обсуждать его блокировку в соцсетях. Как это может отразиться на Америке и всем мире в целом?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В США продолжается обсуждение беспорядков в здании Конгресса 6 января и возможных последствий, прежде всего для пока действующего президента Дональда Трампа. В палате представителей представлен текст резолюции о его импичменте.

На этом фоне бывший губернатор Калифорнии от Республиканской партии Арнольд Шварценеггер записал свое обращение к нации, где назвал Трампа худшим президентом в истории. В свою очередь, бывший глава Объединенного комитета начальников штабов и госсекретарь Колин Пауэлл объявил, что более не считает себя республиканцем, потребовав осуждения и отстранения Трампа.

Происходящее в США вызывает обеспокоенность и за рубежом. Так, канцлер Германии Ангела Меркель поставила под сомнение решение социальных сетей, таких как Twitter и Facebook, заблокировать учетные записи Трампа. Она считает, что правила работы соцсетей должен регулировать законодательный орган. А Папа Римский Франциск призвал США «защищать демократические ценности».

Пока политики от Демократической и Республиканской партий решают, что дальше делать с Трампом: отстранять ли его от должности, не дав досидеть до 20 января, и если да, то каким образом, широкую публику волнует то, что происходит в виртуальном пространстве.

Многим в Америке не понравилось, что Twitter навечно забанил пока еще действующего президента. Хотя СМИ, поголовно выступающие сейчас на стороне либералов и демократов, подают это как выражение чуть ли не всенародной воли американской нации, решительно и в едином порыве вставшей на войну против «трампофашистов». При том что в этом мессенджере у президента было 88 млн подписчиков.

Также Google, Amazon и другие IT-гиганты развернули настоящую войну, а вернее сказать, травлю против интернет-ресурсов, где свои взгляды выражают представители правых. Так, соцсеть Parler, где тусуются американские правые, но не только американские, была выставлена вон из интернета на офлайн-улицу после того, как Apple и Google изгнали ее из своих магазинов приложений, а Amazon отказал в хостинге. В конце прошлого года у Parler было 4 млн пользователей, а в первые часы после блокировки аккаунта Трампа в Twitter его фанаты стали «перебегать» как раз в эту соцсеть десятками и даже сотнями тысяч. Американцы в принципе не любят цензуру. И попытка навязать ее со стороны IT-гигантов уже аукнулась тем мощным падением акций на бирже. Сильнее всего снижались накануне акции как раз Twitter.

Но биржевые неприятности — еще мелочи по сравнению с тем, что может их ждать дальше. А ждет их, скорее всего, отмена так называемого раздела 230 законодательства о массовых коммуникациях, согласно которому интернет-платформы, с одной стороны, не несут ответственность за публикации пользователей, а с другой, сами вольны модерировать контент на основании внутренних правил. В том, что начальников всяких «фейсбуков» надо как-то окоротить, сегодня согласны и демократы, и республиканцы. Но действия регуляторов в США станут важным доводом в пользу того, что IT-гигантов начнут еще более активно окорачивать по всему миру. Предстоит еще более стремительная и масштабная сегментация интернета на суверенные и региональные анклавы со своими правилами внутреннего распорядка. И кивать будут в том числе на нынешний прецедент с президентом США: мол, вы хотите как в Америке с Трампом?

Антитрамповские чистки уже вышли за пределы соцсетей и мессенджеров. Так, компания по производству программного обеспечения для интернет-магазинов Shopify заявила, что закроет аккаунты всех организаций и компаний, аффилированных с Трампом. Данная компания, между тем, является вообще не американской, ее штаб-квартира находится в Оттаве. Основанная в 2004 году, она является одной из крупнейших канадских компаний, специализируясь на предоставлении возможности малым, средним и большим компаниям напрямую связываться с потребителями. Так что мы имеем дело уже с внедрением идеологических принципов непосредственно в коммерцию и бизнес.

Неужели теперь частные предприятия повсеместно начнут проверять на «партийность»? Так можно очень далеко зайти. Например, до запретов на профессию. И тут Америка, похоже, уже на пути к «лучшим» традициями тоталитаризма, знакомого старшему поколению по временам социализма в СССР и Восточной Европе.

Кстати, система регулирования интернет-контента в той же Европе выглядит в целом иначе, чем в США: в ряде стран уже появилось законодательство, налагающее штрафы на интернет-платформы за пропаганду ненависти и насилия. Однако при этом все же определение самого понятия насилия и того, что недопустимо в интернет-пространстве, регуляторы оставили за государством и его судами, а не за модераторами соцсетей, как это происходит в Америке.

Нетрудно предсказать, что российские регуляторы интернета извлекут из нынешних американских «опытов» свои выводы. Каковые, возможно, уже вскорости отразятся в соответствующем законодательстве. В котором выводы из американского опыта найдут, как обычно, весьма интересное преломление.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию