16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.02 / ₽ 8143
  • RTS1170.67
9 февраля 2021, 03:49 Политика

Задержания случайных прохожих и дело о глухонемом, скандировавшем лозунги. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Глухонемой дизайнер Евгений Агафонов был задержан 31 января в Петербурге. Его оштрафовали за перекрытие дорог и скандирование лозунгов. В Кремле при этом заявили, что есть смысл оспорить решение суда

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков высказался относительно решения Красносельского районного суда Санкт-Петербурга оштрафовать глухонемого инвалида третьей степени Евгения Агафонова за то, что тот «совместно с другими участниками публичного мероприятия скандировал лозунги».

«В данном случае точно не знаю, что было с судьей. В этом конкретном случае, конечно, есть смысл в установленных законом рамках просто оспорить это решение суда», — отметил Песков. В соцсетях встречаются и другие рассказы о том, как правоохранители в ходе пресечения несанкционированных акций задерживали случайных прохожих, а суды штамповали им разные виды наказания.

Нечасто представитель Кремля выдает оценку судебному решению, которое выглядит неправосудным. В словах Дмитрия Пескова о том, что он «не знает, что было с судьей», звучит надежда на то, что следующий судья, а, возможно, тот же самый, теперь глубже вникнет в суть дела и согласится с тем, что глухонемой никак не мог именно что скандировать лозунги.

В Сети встречаются и более сложные случаи, которые наводят на мысль, что обвинительные приговоры могли иной раз проштамповать по отношению к случайным прохожим, попавшим под руку правоохранителей. Известный телеведущий и писатель Александр Архангельский рассказывает, что приключилось с его сыном Тихоном 31 января. Взяли его, по словам Архангельского, на Тверской улице в Москве, когда он вышел с приятелем из кафе и стоял на тротуаре. Это подтверждается биллингом телефонов. На Тверской, между тем, никаких протестов тогда не наблюдалось. В протоколе указали местом задержания Сретенку/Чистые пруды, а причиной — выступление и выкрики в составе группы не менее 300 человек и перекрытие дороги. Однако на приложенной к протоколу фотографии нет ни самого Тихона, ни Чистых прудов, а есть Большая Никитская улица. На основании таких вот «доказательств» суд присудил штраф в 10 тысяч. А сам студент Тихон, скорее всего, теперь попадет в соответствующие «базы данных». Кто возместит потом возможный ущерб в его карьере?

Одну знакомую на днях остановили в метро люди с планшетом, сказав, что на нее «есть «ориентировка» как на участника протестов. Спасло ее только то, что она на 20 лет старше своей однофамилицы. Которую, видимо, вычислили по камерам наблюдения либо по тому же биллингу. Однако являлась ли она участницей акции или просто проходила мимо? Этого мы не ведаем.

Совет по правам человека при президенте высказывается относительно подобных случаев крайне скупо. Так, глава СПЧ Валерий Фадеев, говоря о «небольших издержках правоохранительных органов», обещал поработать с силовиками с тем, чтобы они не задерживали журналистов, освещающих подобные акции.

В заявлении СПЧ по итогам акций протеста, которое так и не смогли согласовать и которое появилось с опозданием на неделю на официальном сайте Совета без подписей, содержится, с одной стороны осуждение действий организаторов протеста как носивших «конфронтационный характер». Обращено внимание на «призывы к несовершеннолетним» к участию в митингах. С другой стороны, скупо, но все же отмечено, что «по информации СМИ в ходе акций задерживались и случайные люди, оказавшиеся в районе проведения акций, а жители городов испытали трудности при передвижении из-за перекрытий».

Однако силами СПЧ пока не проведено ни одного расследования возможного присуждения неправомерных наказаний в том числе случайным прохожим. Хотя, как мы видим в случае со студентом Тихоном, выявить откровенные подтасовки не составляет труда обычному гражданину.

В Москве по итогам двух протестных акций на конец прошлой недели административный арест был применен к 972 нарушителям, а штрафы получили 1232 человека. Еще около 2,6 тысячи дел находятся на рассмотрении московских судов. Всего в суды поступило около пяти тысяч дел об административных правонарушениях. При этом, по данным МВД, в акциях 23 и 31 января в общей сложности приняли участие 6 тысяч человек

Получается, что «повязали» практически всех, либо же число подсудимых нарастили отчасти за счет случайно оказавшихся не в том месте людей, преследуя целью запугать участников будущих акций. Но тогда нужен, видимо, закон, который регламентировал бы передвижение мирных граждан по улицам в период, так сказать, «усиления». На каком расстоянии можно находиться от незаконной акции, можно ли ходить по близлежащим улицам, если там не прописан, можно ли вообще выходить из дома, какой вид выходящего из близлежащей станции метро считается основанием для задержания, ну и так далее.

Если же говорить серьезно, то очевидна необходимость как можно быстрее тщательно расследовать все случаи возможных «перегибов» силовиков по части задержаний, а судебных решений на предмет возможных, скажем мягко, судейских ошибок. Иначе вместо применения хотя и жесткого, но все же закона по отношению к тем, кто его действительно нарушает, получается форменное издевательство над правосудием и его полная дискредитация.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию