«Ведомости»: Минцифры предлагает обязать иностранные платформы выплачивать НДФЛ за зарабатывающих на рекламе российских блогеров
Лента новостей
Как отмечает газета, в пресс-службе министерства отказались от комментариев, указав, что документ c такой инициативой неактуален. Что о предложении думают блогеры?
Иностранные компании могут обязать выплачивать НДФЛ за российских блогеров, которые зарабатывают на рекламе, используя иностранные платформы, такие как YouTube, Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, пишут «Ведомости». Предложение Минцифры изложено в плане развития отрасли информационных технологий в России.
Как отмечают «Ведомости», в пресс-службе министерства отказались от комментариев, указав, что документ c предложением о развитии отрасли неактуален. Впрочем, как рассказал Business FM блогер Валентин Петухов (Wylsacom), подобная инициатива упростила бы работу с тем же YouTube.
Валентин Петухов блогер, основатель YouTube-канала Wylsacom «ИП — самый простой способ. У нас с рекламодателями официальный договор, 6% налог. Я так понимаю, речь идет о монетизации самого YouTube как платформы, и в данном случае площадка будет оплачивать этот самый налог. В принципе, это не так плохо. Единственное, там есть разные формы взаимодействия, например, YouTube может работать напрямую с блогером или через какую-либо партнерскую сеть. И эти сети бывают разные, с российскими блогерами работают и белорусские, и украинские [сети]. Как здесь в данном случае будет решаться вопрос, пока непонятно. Но если это будет автоматизировано и формализовано, я думаю, ни для кого не будет большой проблемой. Почему решили именно в данном сегменте таким образом все формализировать и автоматизировать, до конца непонятно. Такое впечатление, что блогеры могут как-то повлиять на экономическую ситуацию, если их обязать выплачивать НДФЛ, то вроде как казна пополнится. Мне кажется, что это не то, чем стоит заниматься в приоритете, но если это сделать и оно будет работать, то почему нет».
По данным исследовательской компании BloggerBase, в 2020 году только видеоблогеры в России заработали около 18 млрд рублей. Пандемия повысила спрос на контент и, как следствие, на рекламу в интернете, в том числе через социальные сети.
По словам экспертов, с которыми говорили «Ведомости», сказать точно, сколько денег недополучает государство, сложно. Но можно предположить, что это миллиарды рублей ежегодно, так как уже больше половины рекламы переместилось в интернет, где основными игроками являются блогеры. Вопрос заключается в том, как администрировать такие налоги, говорит генеральный директор digital-агентства Uplab Павел Тарелкин.
Павел Тарелкин генеральный директор digital-агентства Uplab «Плательщиками НДФЛ хотят сделать не людей, как я понял, то есть специалистов, а именно их работодателей, находящихся за рубежом. Если сейчас они платят что-то на карточку, что-то на ИП, то хотят, видимо, это как-то легализовать. Может быть, запретят ИП работать, принимать деньги из-за рубежа. Какая-то такая форма. Я вот не слышал про то, чтобы это где-то было реализовано, но если говорить механически, то, в принципе, с НДФЛ все-таки проще: все деньги, поступающие от зарубежных компаний на счет российского физлица, если он является резидентом, налоговая отследить может и, соответственно, автоматически выставить НДФЛ. Как он будет собираться — это другой вопрос. Как он начисляться будет, более или менее понятно, а вот как его собирать, какие там нормативы есть, какие механизмы, — для меня это непонятно. Налоговая сейчас очень хорошо цифровизировалась. Мне кажется, она видит все доходы и расходы сквозные по всем гражданам и, соответственно, все пришедшие из-за рубежа деньги. Но возникает вопрос: кто является плательщиком? Если плательщиком является российский гражданин, тут все проще, ему надо сделать, условно, какую-то декларацию или еще что-то заполнить и заплатить НДФЛ. А если плательщиком становится зарубежная компания, зарубежная юрисдикция, это уже другой вопрос».
Чтобы монетизировать канал, например, на YouTube, нужны 1000 подписчиков и 4000 часов просмотров видео в целом. Средний доход на 1000 просмотров составит почти 4 доллара.
Меры поддержки IT-отрасли также обсуждались на прошлой неделе на совещании вице-премьера Дмитрия Чернышенко с представителями профильных компаний «1С», Mail.ru Group, «Яндекса», Альфа-банка и других. Речь шла в том числе о возможном введении «Цифрового налога».