16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
17 марта 2021, 10:50 Финансы

Счетная палата: в России может повториться топливный кризис 2018 года

Лента новостей

В Минэнерго не видят предпосылок для повторения событий 2018 года. Насколько существенны риски роста розничных цен на топливо?

Фото: Денис Дмитриев/ТАСС

Обновлено в 13:01

В России может повториться топливный кризис 2018 года, предупреждает Счетная палата. Как считают в ведомстве, «в настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновения социальной напряженности». Это стало одной из «укрупненных проблем» аудита в прошедшем году, говорится в годовом отчете Счетной палаты, пишет РБК.

Правительство держит под контролем ситуацию с ценами на бензин, завил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По его словам, задействованные механизмы не позволят топливу резко подорожать.

В Минэнерго отрицают возможность нового топливного кризиса. «Мы не видим предпосылок для повторения событий 2018 года», — прокомментировал заявление Счетной палаты замглавы министерства Павел Сорокин «России 24».

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов заявил Business FM, что сейчас ситуация на топливном рынке хуже, чем три года назад.

— Действительно, ситуация на рынке сейчас критическая. Оптовые цены в ряде регионов сравнялись с розницей, в ряде регионов — перешагнули, особенно по бензину это очевидно. А мы еще не вошли в сезон высокого спроса. Естественно, розничная цена так или иначе является звеном ценовой цепи и не может не реагировать на рост оптовых цен. При этом наше правительство делает все, чтобы этот рост не произошел, но делает все в ручном управлении — в смысле не пущать, а не в смысле создавать какие-то разумные условия для отсутствия такого роста. Нужно подчеркнуть, что оптовая цена выросла вполне экономически обоснованно, потому что экспортная альтернатива сейчас очень привлекательная, и с начала года она была привлекательная. Первая причина: в очередной раз налоговая нагрузка была скорректирована не в пользу внутреннего рынка. Далее — достаточно привлекательная внешняя конъюнктура. И, конечно, действия Минфина по недопущению укрепления рубля. Все это создает мотивацию для нефтяных компаний отгружать не внутрь страны, а вовне, потому что там значительно выгоднее. Соответственно, дальше включается работа новых механизмов: когда объемы уходят куда-то, должна отреагировать цена в условиях нормальной розничной экономики, что, в принципе, и происходит с оптовым рынком. И, по идее, вслед за оптовой ценой должна расти розничная цена, и это нормально. Но наша система регулирования кривая. Невозможно пытаться строить рынок, где в одном сегменте рыночное ценообразование, а в другом — директивное. Мы постоянно живем от беды к беде, от проблемы к проблеме. Это постоянное тушение пожаров, постоянные сложности на топливном рынке, постоянные совещания, заморозки и прочее.

— Насколько сейчас ситуация схожа с той, которая была в мае 2018-го?

— Сейчас сложнее ситуация. Потому что та ситуация возникла в рамках высокого сезона, а мы в высокий сезон еще не вошли. То есть ситуация, на самом деле, если прогнозировать, хуже, чем в 2018 году.

Но некоторые эксперты считают, что до наступления высокого сезона еще есть время и топливного кризиса удастся избежать.

В Минэнерго напоминают, что правительство уже приняло ряд мер для стабилизации ситуации. В частности, нефтекомпаниям поручено увеличить предложение на внутреннем рынке и нарастить объемы продаж топлива через биржевые торги, отмечает ТАСС.

Также сообщалось, что власти могут скорректировать параметры демпфера. Правда, новые параметры могут вступить в силу только с 1 мая, они не будут работать задним числом и в этом году коснутся только бензина.

Насколько все это окажется эффективным? Мнение главного редактора журнала «Нефть и капитал» Владимира Бобылева.

Владимир Бобылев главный редактор журнала «Нефть и капитал» «Естественно, и ФАС, и Минэнерго всячески склоняют их и к увеличению объемов производства топлива, и к снижению экспорта и увеличению объемов поставок на внутренний рынок, но происходит это, как правило, способами скорее рекомендательными, чем директивными. И рычагов для директивных способов управления в данном случае тоже нет. Тот же самый демпферный механизм — это тот самый компромисс, это попытка дать возможность заработать всем или, скажем так, не попасть в ситуацию превышения затрат над маржинальностью и переработчикам, и реализаторам топлива и при этом — наверное, это первая цель — все-таки собрать с топливного рынка тот объем налогов, который запланирован Минфином. Это вечный баланс между тем, чтобы дать возможность заработать отрасли, и тем, чтобы собрать с отрасли столько средств, сколько запланировано. Будем смотреть, что будет с внешней конъюнктурой, потому что в демпферную формулу вмешивается и та ситуация, которая происходит на внешних рынках и с ценами на нефть, и с ценами на топливо. Можно предполагать, что пока каких-то уверенных рычагов для того, чтобы не дать ценам расти дальше, наверное, все-таки нет».

Цены на бензин на российских автозаправках растут девятую неделю подряд, сильнее всего — на Дальнем Востоке. Так, в Бурятии топливо на АЗС подорожало на 60 копеек за литр, в Амурской области — почти на 50 копеек, а в Приморье и Хабаровском крае — больше чем на 40 копеек.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию