16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
23 марта 2021, 23:54 Политика

Ждать ли, что теперь проверят итоги голосования на все участках в Пензе? Ответ отрицательный. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

На фоне ареста губернатора возбудили уголовное дело против председателя одного из УИКов. СК считает, что она на своем участке при явке в 200 человек сфальсифицировала более тысячи бюллетеней на выборах главы региона. Ставит ли это под сомнение в целом итог голосования?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Следственный комитет Пензенской области возбудил уголовное дело по обвинению бывшего председателя участковой избирательной комиссии по статье 142.1 УК РФ (фальсификация итогов голосования). Речь идет о региональных выборах 2020 года, на которых победил задержанный на днях губернатор Иван Белозерцев. По данным следствия, «в Бессоновском районе председатель участковой избирательной комиссии собственноручно внесла в 1324 неиспользованных избирательных бюллетеня (по 662 бюллетеня двух видов) заведомо ложные сведения, проставив отметку о голосовании за одного из кандидатов на выборах, и поместила их в стационарный ящик для голосования». Отмечается, что обвиняемая знала, что в выборах в действительности приняли участие всего 204 человека. На сентябрьских выборах Иван Белозерцев, выдвигавшийся от «Единой России», победил с результатом 78,7% в первом же туре. На первый срок в 2015 году он был избран с результатом 86% голосов. Как это можно понимать?

Как пелось, помнится, в народной антисоветской песне, «И тут узнали мы всю правду про него…». Стоило губернатора Пензенской области арестовать, как тут же вскрылись ужасные нарушения на выборах, выигранных им полгода назад с триумфальным результатом.

А ведь сразу после подсчета голосов глава облизбиркома Александр Синюков бодро отрапортовал, что «существенных нарушений при проведении выборов не зафиксировано». Он при этом еще издевался над тем, как на одном из участков в Железнодорожном районе Пензы наблюдатель якобы зафиксировал вброс бюллетеней, но сигнал, на радость чиновников, оказался ложным. Интересно, его теперь перепроверят заново? А еще Синюков посмеялся над тем, как из одного из сел поступил сигнал о пропаже более тысячи бюллетеней. Мол, как же можно такие толстые пачки незаметно пронести. Никак нельзя, а посему это было отнесено к разряду фейков.

Теперь уголовное дело завели по совсем другому участку, где даже и нарушений никаких не заявлялось. И масштабы фальсификации оказались вполне, как говорится, солидными. Значит ли это, что по другим участкам Белозерцев набрал честно свои почти 80%? Значит ли это, что на предмет фальсификаций будут проверять теперь всю область? Я бы лично на оба эти вопроса ответил отрицательно. В рейтинг поддержки, превышающий президентский, честно говоря, не верится. Однако тотальная областная проверка результатов прошлых выборов заведомо несет в себе риск вскрыть такое, что может полностью дискредитировать региональные выборы не только в Пензе.

Подтасовки на выборах российскими законами формально караются в уголовном порядке. Нарушителям грозит до четырех лет лишения свободы. На практике до суда доходит меньшинство возбужденных дел. В среднем на досудебной стадии умирают от 60% дел по фальсификациям на выборах, тогда как средний показатель по всем остальным статьям УК едва превышает 20%.

Так, например, по результатам выборов 2018 года из 21 уголовного дела, возбужденного в отношении членов избиркомов, было вскоре прекращено 15. Из тех нескольких фигурантов оставшихся дел, которые были осуждены, реальных сроков не получил никто. Они отделались либо штрафом, либо легким испугом. Как правило, самые серьезные приговоры — со штрафами обычно до 300 тысяч рублей — выносят применительно к членам избиркомов муниципального, самого низшего уровня. То есть это уровень деревни или села. Мягкость приговоров, связанных с нарушениями на выборах, следователи и суды обычно мотивируют небольшой тяжестью подобных преступлений и деятельным раскаянием. А вот что касается просматривающегося тут подрыва основ конституционного строя в виде нарушения одного из ключевых прав граждан, то таковая аргументация, как правило, в мотивировочной части решений судов отсутствует.

Последний раз приговор за фальсификацию на выборах, связанный с лишением свободы, был вынесен в 2011 году. В том же году еще пять человек были осуждены условно. По одному условному приговору было в 2012 и 2016 годах. Некоторые правозащитники давно предлагают перевести преступления, связанные с подтасовками на выборах, в разряд тяжких, однако подобные предложения неизменно отвергаются чиновниками, отвечающими за чистоту процедуры. Их куда сильнее заботит проблема «фейковой информации» при освещении выборов в масс-медиа.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию