16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.20 / ₽ 8218
  • RTS1178.69
11 июня 2021, 03:30 Политика

Примут ли Украину в НАТО и что сделает в этом случае Россия? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Украина планомерно пытается стать членом Североатлантического альянса, то ли не оценив, то ли пренебрегая рисками, которые несет этот шаг для ее собственной безопасности, считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Владимир Путин предложил представить, какими будут для России последствия вступления Украины в НАТО. «Подлетное время от Харькова, скажем, или, не знаю, Днепропетровска до центральной части России, до Москвы, уменьшится до 7-10 минут», — сказал Путин в интервью ВГТРК. «Это для нас красная линия или нет?» — продолжил он. Ранее президент Украины Владимир Зеленский заявил, что решение о вступлении Украины в НАТО нельзя откладывать на будущее, вопрос необходимо решить немедленно.

Владимир Путин занял подчеркнуто жесткую позицию по вопросу отношений с Украиной. Был упомянут такой символический термин, как «красная линия». Наши нынешние отношения с Украиной, похоже, определяются теперь именно подлетным временем. Слова Путина были адресованы не только президенту США Джо Байдену накануне саммита 16 июня, но и саммиту стран НАТО 14 июня, на котором перспективы вступления Украины в альянс будут обсуждаться. На Западе, а еще больше в украинском руководстве, крепнет мнение, согласно которому, нужно сделать следующий шаг по пути сближения Украины с НАТО.

Киев туда стучится начиная с Бухарестского саммита НАТО 2008 года, когда активно обсуждался вопрос, предоставить ли Украине, а также Грузии членство в Атлантическом альянсе. Практический путь к нему должен был начаться с предоставления обеим странам так называемого «Плана действий» по вступлению. В 2008 году этому помешала российско-грузинская война, показавшая серьезность намерений Москвы не допустить такого развития событий. Теперь тему «Плана действий» поднимают вновь.

Со своей стороны, Киев уже предпринял немало шагов навстречу НАТО, сначала, в 2014 году, отказавшись от внеблокового статуса страны, а в 2017 году официально провозгласив вступление в альянс целью своей политики. В 2018 году это было закреплено поправкой к конституции. Тогда же президент Порошенко обещал провести референдум по данному вопросу. Но не успел. И надо признать, процент сторонников вступления в НАТО на Украине является довольно стабильным.

Начаты и работает целый ряд совместных программ Украина — НАТО. На сегодня их уже 16 в рамках «Комплексного пакета помощи» Украине, утвержденного в 2016 году. Начиная с 2015 года проводились совместные учения. Тогда же НАТО запустил работу пяти трастовых фондов на сумму 5,4 млн евро для модернизации украинской армии по пяти направлениям. Сейчас речь идет о расширении финансирования до 40 млн долларов, но пока с членов НАТО собрали лишь половину суммы.

Это в общем скромные деньги, но ведь еще и США с 2014 года «подписались» на военную помощь Киеву на сумму около 2 млрд долларов, большая часть которых уже выделена. В 2017 году НАТО добавило Украину в список стран, «ожидающих членства», наряду с Грузией и Боснией и Герцеговиной. В июне 2020 года Украина получила статус «партнера НАТО с расширенными возможностями», предоставление какового, впрочем, сопровождалось заявлением Брюсселя о том, что это еще не означает автоматического предоставления членства.

В ноябре 2020 года НАТО определило, что как раз на саммите 14 июня будет проанализирована политика «открытых дверей» альянса с тем, чтобы, возможно, предоставить, наконец, Грузии тот самый «План действий» для начала практической подготовки к вступлению. А вот с Украиной вопрос остался менее проясненным. Киев как раз сейчас и добивается, чтобы такой план ей был предоставлен одновременно с Грузией. И насколько известно, с такой инициативой официально в Брюсселе на саммите уже готова выступить Литва. Далеко не факт, конечно, что все страны НАТО поддержат такое предложение. К тому же надо учитывать, что «План действий» может быть растянут на несколько лет.

Однако следует признать, что сейчас вероятность приглашения Киева и Тбилиси в НАТО выглядит несколько более реальной, чем в 2008 году. Но если такое решение все же будет принято на саммите НАТО в Брюсселе — а есть основания полагать, что все же нет — то российско-американский саммит через два дня можно будет заранее объявлять провалившимся. Потому что членство Украины в НАТО — это действительно та самая «красная черта», переход через которую будет означать столь серьезную угрозу безопасности — так, как это понимает российский правящий класс — на которую необходимо будет давать только один ответ — военно-силовой.

На Западе сейчас все большую популярность получает мнение, согласно которому и в 2008 году, в случае предоставления Грузии и Украине «Плана действий» по вступлению в альянс Москва не предприняла бы резких шагов и даже войны с Грузией бы не было, поэтому сейчас, мол, надо «дать четкий сигнал России». Кажется, эти люди все же не до конца понимают готовность нынешнего российского руководства повышать ставки до того момента, когда выше уже будет просто некуда.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию