16+
Вторник, 27 июля 2021
  • BRENT $ 73.78 / ₽ 5434
  • RTS1602.53
8 июля 2021, 23:58 Авто

Открыто движение по заключительному участку ЦКАД. Завершить ее строительство изначально планировали к 2014 году

Лента новостей

Новая трасса проходит в 50 километрах от МКАД и разгружает Москву от большегрузов. Однако это частично платная дорога и первая в России трасса с системой «Свободный поток» — оплатой без шлагбаумов и терминалов. Как эта система работает?

Ввод в эксплуатацию Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области.
Ввод в эксплуатацию Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Владимир Путин сегодня открыл движение по заключительному участку Центральной кольцевой автомобильной дороги. Речь об отрезке в 25 километров от Калужского до Симферопольского шоссе. Президент проехал по нему на Aurus и отметил, что на трассе довольно жесткие стыки. Представители «Автодора» заверили, что дорога построена с соблюдением всех требований.

По проекту протяженность ЦКАД — полтысячи километров. Обещали восемь полос и чуть ли не 150 километров в час разрешенной скорости. Реальность оказалась скромнее. Длина итоговой трассы — 336 километров, скорость — не более 110 километров в час. В процессе решили, что новую кольцевую дорогу надо делать платной, пусть и частично: платным будет участок в 260 километров.

ЦКАД — первая в России дорога, полностью оборудованная системой Free Flow, или «Свободный поток», — то есть автоматической оплатой без остановки. Система тестировалась на трассах М4 «Дон» и участках М11 Москва — Петербург и оказалась весьма удобной, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:

Петр ШкуматовПетр Шкуматов координатор движения «Общество синих ведерок» «К этой безбарьерной системе «Свободный поток» уже очень много людей привыкло, люди уже говорят: уберите шлагбаум. Потому что система совмещает в себе удобства и транспондеров, и если у человека нет транспондера, тоже никаких проблем заплатить нет, главное знать о том, что ты выехал на платный участок. Перед выездом на ЦКАД стоят огромные щиты, на которых русским по белому написано: «Вы выезжаете на платную дорогу с безбарьерной системой оплаты». Даже если у тебя нет транспондера, используется система постоплаты, то есть когда ты в течение какого-то времени после поездки можешь оплатить ее стоимость. В общем-то, здесь я не вижу каких-то серьезных проблем».

Камеры-датчики на платном участке ЦКАД считывают номер авто, его категорию и проводят оплату. Если нет транспондера, можно зайти на сайт «Автодора», ввести номер авто и увидеть, сколько надо заплатить. Если транспондер есть, проезд по ЦКАД будет со скидкой — история поездок также автоматически отобразится в личном кабинете «Автодора».

Изначальной задачей проекта ЦКАД было разгрузить московскую кольцевую от грузовых потоков. И, по оценке вице-премьера Марата Хуснуллина, после открытия первых участков новой трассы аварийность на МКАД снизилась на 15%.

При этом ЦКАД — известный долгострой, который пережил все: срывы сроков, рост сметы, экологические скандалы, уголовные дела. Поначалу стоимость дороги оценивалась в 300 млрд рублей, строительство хотели начать в 2011 году, а завершить — в 2014-м. В итоге начали работу тогда, когда пора было заканчивать, а последний участок запустили спустя семь лет. Следователи находили масштабные нарушения при строительстве и массовые хищения. Издержки, по оценке СК, обошлись в 2 млрд рублей. А из-за сорванных сроков проект подорожал на 20 млрд, вспоминает директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин:

Михаил БлинкинМихаил Блинкин директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Дорогу построить очень трудно, а найти грехи у дорожника, который за эту стройку отвечает, очень легко. Прежде всего, это неурегулированные в России вопросы землеотвода для дорожных строительств. Совершенно типичная вещь, особенно когда мы строим дорогу в таких обжитых местах, как Московская область. Потом за это время, с 2011 по 2021 год, посмотрите, что у нас изменилось. У нас же техника для дорожного строительства, если речь идет о дорогах высших технических категорий, хорошая зарубежная техника вообще в лизинг берется. А все лизинговые платежи номинированы в евро. Сколько стоил евро в 2011 году, сколько он сегодня стоит? Давайте смотреть строительные материалы — огромная ведь разница. В этой стройке отразились и некоторые экономические и правовые, в том числе земельно-правовые реалии, в которых мы живем».

Те, кто проехался по ЦКАД, говорят, что трасса пока сырая — инфраструктуры мало, в том числе и заправок. Но те же проблемы были на платной М11 Москва — Петербург. Что касается стоимости проезда по ЦКАД — она на каждом участке разная и зависит от типа авто. В среднем, водители на легковушках за один километр пути заплатят от 2,5 до 5 рублей, водители грузовиков — от 7 до 15 рублей. А штраф за неоплату проезда составит 2,5 тысячи рублей для легковых авто и 5,5 тысячи — для грузовиков.

На открытии заключительного участка ЦКАД обсудили и трассу М12 Москва — Казань — Екатеринбург. По словам вице-премьера Марата Хуснуллина, постепенное ее открытие начнется в 2022 году, основная часть будет доступна в 2023-м. При этом к 2024 году трасса М12 может быть продлена до Тюмени и Челябинска. Придется построить еще 600 километров дороги, отметил Хуснуллин.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию