Среда, 24 апреля 2024
17 июля 2021, 18:11 ОбществоМедицина

«Суперантитело» против суперковида — ученые из Сиэтла вывели антитело, способное бороться с любым штаммом коронавирусов

В Центре имени Гамалеи отмечают, что такие же исследования давно ведутся в отношении других вирусов, включая ВИЧ и грипп. Но лекарства на основе «суперантитела» будут баснословно дороги

Фото: depositphotos.com

Американские ученые из Центра исследования рака в Сиэтле вывели антитело, способное, как утверждается, бороться с любым штаммом COVID-19 и с другими коронавирусами. Исследование опубликовано в научном журнале Nature.

Ученые взяли 12 видов антител переболевших вирусом SARS-CoV-2 и их близких родственников, а также составили список из тысячи возможных мутаций. Они оценили, насколько удачно выбранные ими иммунные тела прикрепляются к клеткам генома, которые чаще всего поражают вирусы. Эксперимент проводился на мышах.

Среди испытуемых оказался один вид антител, который способен прикрепляться к доменам всех патогенов и нейтрализовать их в живых клетках. Он получил название S2H97.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что это универсальное антитело борется со всеми вариантами коронавируса. Пока нельзя говорить, что S2H97 сможет защитить от будущих мутаций, но на его основе, возможно, удастся произвести эффективный препарат для защиты от COVID-19.

Дело в том, что антитела чаще всего бьют в самый изменчивый участок клетки вируса. И когда вирус мутирует, иммунный ответ от прежнего штамма не всегда может пробить эту защиту.

Комментирует заведующий лабораторией Центра имени Гамалеи, вирусолог Сергей Альховский.

Сергей Альховский заведующий лабораторией Центра имени Гамалеи, вирусолог «Суперантитело в данном случае — это точно такое же антитело, но которое связывается не с вариабельной частью вируса, которая изменчива, а с некой консервативной областью, которая неизменчива, вот в чем суть. А так физически это точно такое же антитело, ничем не отличающееся от других. Такие работы очень активно велись и ведутся относительно вирусов гриппа, ВИЧ, и, в общем-то, такие антитела для разных вирусов получали, вот сейчас получили такое антитело для коронавирусов. Но то, что работает хорошо инвитро или даже инвиво, не всегда так же хорошо работает на клинических испытаниях. И что касается непосредственно коронавирусной инфекции, то даже применение сывороток переболевших, это серотерапия, в принципе таких очень четких доказательств того, что такая терапия суперэффективна, пока нет. И надо еще одну вещь понимать, что лекарства на основе моноклональных антител — это очень дорогие лекарства. И поэтому даже успешные поиски такого антитела, прохождение всех фаз, в любом случае это будет очень дорого. И я не уверен, что массовое применение таких препаратов возможно».

Ранее сообщалось, что исследователи из Германии и США создали наноловушки, состоящие из ДНК, которые способны механическим путем поглощать и нейтрализовывать в себе вирусы. Пока технология защищает только на 80%.

По мнению ученых, данный метод также будет действовать против коронавируса. Правда, исследование еще только планируется проводить на мышах, эксперименты на людях будут гораздо позже.