16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
2 августа 2021, 23:55 Политика

Неправильные театральные постановки будет велено переставить. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

А то режиссер поставит что-нибудь, что не вписывается, по мнению охранителей, в тренд на укрепление духовности, или на театральный фестиваль «Золотая маска» просочится как-нибудь крамола, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

После спектакля «Современника» «Первый хлеб» общественный совет при Минкульте решил проверить репертуар государственных театров на соответствие нацбезопасности.

Нынешний наезд на театры начался с того, что организация под названием «Офицеры России» возмутилась спектаклем «Первый хлеб»: якобы там оскорбили ветеранов Великой Отечественной войны. Недопустимые выражения, где был мат, как заявляется, заметили в монологе главной героини, которую сыграла народная артистка России Лия Ахеджакова. Она вообще вызывает раздражение многих охранителей, кажется, уже одним своим видом. К тому же она часто выступает с заявлениями и оценками, имеющими определенный общественно-политический резонанс. Возможно, возглас «Да что эта Ахеджакова себе позволяет!» был последней каплей, переполнившей чашу терпения «Офицеров России», а за ними и Александра Бастрыкина.

Сама актриса предположила, что проверка связана с недовольством некоторых лиц главным режиссером спектакля Виктором Рыжаковым, который стал художественным руководителем «Современника» после смерти Галины Волчек. Однако на самом деле все гораздо серьезнее. Ведь всуе уже упомянута стратегия национальной безопасности.

Иной раз кажется, что где-то кто-то словно спрашивает регулярный отчет по тому, как идет у нас «закручивание гаек» по разным направлениям. И тут вдруг в процессе очередного обхода с дозором или переклички-поверки выясняется, что вот же, оказывается, где образовалась недоработка. В театрах-то у нас ой как все, оказывается, недокручено! Надо непременно докрутить. А то, понимаешь, режиссер Серебренников на сцене вдруг набезобразничает на уголовное дело. А то другой режиссер, Богомолов, поставит что-нибудь, что не вписывается, по мнению охранителей, в тренд на укрепление духовности. Или на театральный фестиваль «Золотая маска» просочится как-нибудь крамола, так что прямо полицию вызывай на театральную сцену.

А ведь еще живы старшие товарищи, которые помнят, чем кончилась эта интеллигентская фронда, гнездившаяся во всяких там театрах на Таганке, да и в том же «Современнике» или театре, страшно сказать, сатиры. Сначала — фига в кармане, подхихикивание зала под двусмысленные шутки с явным политическим подтекстом, а потом — «какую страну потеряли». Так вот не надо этого допускать, скажет вам теперь любой тот самый «старший товарищ».

Примечательно, что репертуар театров собираются проверять не на предмет нарушения того же закона об оскорблении ветеранов или, допустим, в поисках экстремизма или попыток пропагандировать нетрадиционные сексуальные отношения или, боже упаси, суицид или наркоманию среди несовершеннолетних. Нет, замах планируется куда шире. Но и не на предмет соответствия конституции будут проверять репертуар тоже. В основном законе к тому же четко написано, в статье 29: «Цензура запрещается». Однако то, что затевает Минкульт, и есть та самая цензура без всякого фигового листка, который цензурирует после ремонта здания сами знаете что у Аполлона на квадриге на Большом театре.

Тем более что в качестве высшего ориентира названа даже не конституция, а стратегия национальной безопасности в своей последней редакции, подписанной несколько недель назад. А та часть, которая в стратегии обозначена как «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти», по сути, теперь претендует на роль государственной идеологии, которая вроде как конституцией не предусмотрена, однако которой отныне и должен соответствовать репертуар театров. Да и всего остального тоже. Между тем там в качестве одной из главных угроз «традиционным российским духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям» представляется «вестернизация» российской культуры вообще в самом широком смысле. Среди опасностей современного мира указана «абсолютизация свободы личности». Или, например, там есть такой пассаж: «Недружественные страны пытаются использовать имеющиеся в РФ социально-экономические проблемы для разрушения ее внутреннего единства, инспирирования и радикализации протестного движения, поддержки маргинальных групп и раскола российского общества».

Под этим углом можно теперь рассмотреть любую постановку и проверить ее на соответствие исконно российским ценностям и никаким иным. Потому что, как опять же хорошо помнят старшие товарищи, на сей счет в Советском Союзе была такая поговорка: «Сегодня носит «Адидас», а завтра Родину продаст».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию