16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.70 / ₽ 7975
  • RTS1129.50
24 сентября 2021, 00:52 Политика

Верховная рада приняла закон о деолигархизации. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Слово «олигарх» играет на «классовой ненависти» обывателей, при этом закон сам по себе не решает ни одной из ключевых для Украины задач, считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Верховная рада приняла закон об олигархах. Он определяет олигарха как физлицо, которое отвечает по меньшей мере трем из следующих признаков. Участвует в политической жизни; может влиять на СМИ; является конечным бенефициаром предприятия, которое после вступления в силу закона является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке. При этом подтвержденная стоимость активов такого лица должна превышать один миллион прожиточных минимумов.

Решение о присвоении лицу такого статуса принимает Совет нацбезопасности и обороны (СНБУ). Олигархам запрещается: делать взносы в поддержку политических партий и в избирательные фонды кандидатов; быть покупателем в процессе приватизации; финансировать любую политическую агитацию, проведение митингов или демонстраций с политическими требованиями и лозунгами. Как можно трактовать такой закон?

Если бы подобный закон был принят российской Думой, то наверняка поднялся бы шум во всемирном масштабе. Звучали бы обвинения в гонениях на свободу слова и в поражении в правах отдельной категории граждан по политическим признакам — притом во внесудебном порядке, в форме расправы над неугодными. Но, как известно, Украина — «это другое». Никакой критики законопроекта с Запада пока не прозвучало. На стадии разработки он был направлен в Венецианскую комиссию. Это консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы, который выносит суждения на предмет демократичности того или иного законодательства страны-члена Совета Европы. Спикер Рады Дмитрий Разумков сделал это наперекор президенту Владимиру Зеленскому.

В законе предпринята еще одна попытка поставить под полный контроль со стороны исполнительной власти СМИ, принадлежащие или спонсируемые крупными предпринимателями. Сами они могут быть подвергнуты, по сути, стигматизации на основе внесудебного решения СНБУ. После чего последуют внесение в соответствующий реестр и дальнейшая унизительная отчетность, а также отчетность контактирующих лиц. Это можно в определенной мере сравнить с присвоением статуса то ли «иностранного агента», то ли сразу «врага народа». У СНБУ при этом остается большой простор для субъективного толкования положений закона в плане того, кого подвергать стигматизации, а кого нет. Почему-то кажется, что решения будут политически мотивированы.

Круг тех, кто должен подавать отчеты о контактах с олигархами, расширили до госслужащих категории «Б», городских голов, руководителей госпредприятий и руководителей СМИ, а также судей и депутатов. В том числе надо будет отчитываться о телефонных разговорах. Это создает объективную основу как для административного давления, так и для организации системы политического сыска. Остаются размытыми и критерии определения, что такое «политическое влияние».

Разумеется, в основе принятия закона лежат во многом популистские мотивы. Слово «олигарх», вынесенное в название закона вместо нейтрального «крупный предприниматель», играет на «классовой ненависти» обывателей. Зеленский и ранее в таком популизме преуспевал.

При этом закон сам по себе не решает ни одной из ключевых для Украины на сегодня задач, связанных со специфическим устройством ее экономики. Он не уменьшает коррупцию, не усиливает независимость и непредвзятость судебной системы — она тут вообще не при делах. Он никак не противодействует монополизации отдельных отраслей экономики и не способствует развитию честной конкуренции. В законе не предусмотрены ни механизмы финансового мониторинга, ни методы противодействия легализации преступных доходов. Закон вообще никак не связан с финансовой деятельностью олигархов, в нем отсутствуют механизмы привлечения бизнесменов к юридической ответственности.

Все принятые в современном мире форматы осуществления финансового контроля и комплаенса проигнорированы и заменены внесудебными актами внесения по воле СНБУ в некий реестр, с фигурантами которого как «токсичными» просто будут стараться не иметь дела. Что, в свою очередь, может грозить серьезными последствиями для всей украинской экономики. Тем выше будут «счета» за то, чтобы быть исключенным из позорного реестра. Одним из важных критериев для выписки индульгенции станет демонстрация политической лояльности президенту со стороны аффилированных с крупными предпринимателями масс-медиа.

В свете столь мощной политической арт-подготовки возникает все больше сомнений в том, что Зеленский выполнит свое предвыборное обещание не идти на второй президентский срок. Куда же ему, как говорится, теперь деваться. Только и держаться за свое кресло.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию