16+
Среда, 20 октября 2021
  • BRENT $ 84.42 / ₽ 5986
  • RTS1900.04
28 сентября 2021, 02:13 Политика

Поправка о разрешении избрания губернаторов более чем на два срока развернулась на 179 страниц. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Законопроект упорядочит вопросы властной вертикали в регионах, сделав ее более единообразной и гораздо удобнее для управления из центра, считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Пресс-секретарь президента заявил, что глава государства «является сторонником сменяемости власти». «Но это не должно быть навязчивой идеей, мешающей работе. То есть все хорошо в меру» — так Дмитрий Песков прокомментировал внесенный в Госдуму законопроект, разрешающий губернаторам избираться более двух сроков подряд.

Законопроект Клишаса — Крашенинникова объемом 179 страниц появился сразу после выборов. Во время которых он не обсуждался даже намеком. И даже на недавней встрече президента с лидерами думских фракций о законопроекте не обмолвились ни словом.

Столь объемный документ не мог появиться внезапно и с кондачка. Тем более за авторством столь маститых законодателей, которые ранее уже выступали инициативным тандемом в знаковых законопроектах, явно подготовленных в тесном сотрудничестве с президентской администрацией. При этом обоснование данной законодательной новеллы очевидно: наконец-то появилась подробная конкретизация одной из самых, пожалуй, непонятных до сих пор для массового обывателя поправки к конституции в части 3, статье 132, где говорится о том, что органы местного самоуправления и органы госвласти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации. Вот эта единая система тут и расписана. Причем слово «федерализм» в законопроекте, кажется, не встречается в содержательном смысле ни разу.

Тем самым в масштабах Федерации выстраивается более однообразная система управления, несмотря на все оговорки про «региональные особенности». Она направлена прежде всего на минимизацию политических рисков разного свойства и повышение управляемости системы в целом. Причем управляемости из центра. Примечательно в этой связи, что, хотя основная часть положений законопроекта вступит в силу с 1 июня 2022 года, в полном объеме закон заработает с 1 января 2023 года. То есть примерно за год до президентских выборов.

Взять, например, отмену ограничений сроков полномочий глав регионов. Он просуществовал лишь с 2015 года. И хотя с момента принятия такого правила ни один губернатор не проработал два срока по пять лет, по-своему логично, что «обнуление», состоявшееся в прошлом году на федеральном уровне, теперь распространено и на региональный. К тому же есть несколько регионов, где, пользуясь терминологией Пескова, если всякий раз следовать за «навязчивой идеей» сменяемости власти, то это может грозить политической турбулентностью в данном регионе, лишь усложняя кураторам внутренней политики их работу.

Например, можно ли легко найти смену Рамзану Кадырову в Чечне? А теперь и искать не надо. То же самое касается и таких регионов повышенной политической значимости, как Москва, Петербург, Московская область, национальные республики, тот же Татарстан, которому раньше пошли навстречу, разрешив термин «президент», но теперь обменяют универсализацию на обнуление сроков.

Есть и другие новшества. Теперь местное самоуправление растворится без остатка в единой вертикали власти и будет доставлять меньше политических хлопот наподобие тех, что случились в Москве, когда в муниципалитеты проникли оппозиционеры.

Фиксируется в законе и положение, согласно которому федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъекта Федерации в сферах образования, здравоохранения и финансов, а также осуществляющих жилищный, строительный надзор. В чем многие могут усмотреть умаление принципов федерализма. В том числе Минфин России участвует в формировании финансового органа субъекта Федерации. Надо полагать, будет непосредственно влиять на назначение его руководителя как минимум.

Во всех субъектах в качестве обязательного государственного должен присутствовать контрольно-счетный орган. Встроенный, разумеется, в общую вертикаль. Вообще, список обязательных региональных госорганов, судя по всему, будет тоже универсальным. Единым для всех — пять лет — становится и срок полномочий высшего должностного лица и законодательного органа субъекта Федерации. Тогда как сейчас регионы имеют по этой части некоторые вольности, определяя разный срок полномочий. Даже по части вступления в силу региональных законов и сроков рассылки в регионы проектов федеральных законов устанавливаются единые временные рамки, в том числе по срокам обсуждения и принятия поправок к ним.

Зато регионам сделана относительная уступка в том, что перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта Федерации, будет открытым с учетом соответствующих задач и функций. Наверное, учтен опыт Крыма, где споры между регионалами и федералами о том, что кому принадлежит, не закончены до сих пор. С другой стороны, гибкость в данном вопросе дает большой простор для лоббизма на федеральном уровне. Для тех, кто сможет, конечно, и имеет влиятельных лоббистов. А в остальном ключевые слова — «стабильность» и «контроль».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию