Отмена обязательного техосмотра все ближе
Лента новостей
Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене обязательного техосмотра. Против ожидаемо выступили операторы ТО. Для кого эта процедура останется обязательной?
Проект закона об отмене обязательного техосмотра прошел первое чтение. На рассмотрение депутатов поступило несколько вариантов проекта о реформе системы. Вариант «Справедливой России» не прошел, одобрен был вариант «Единой России». Ключевым этапом будет второе чтение, но уже сейчас можно делать первые выводы: в проекте вряд ли что-то поменяется.
Итак, техосмотр можно будет проходить по желанию. Обязательным он будет, если автовладелец продает машину или мотоцикл и его транспорт уже старше четырех лет. Кто именно должен взять это на себя — продавец или покупатель, — не уточняется. Просто при оформлении документов в ГИБДД нужно будет показать свежую диагностическую карту. Также техосмотр придется проходить, если серьезно меняется конструкция авто. Транспорт для коммерческих перевозок — такси, «Газели» или фуры — будут проходить ТО, как и раньше. О том, могут ли эти исключения спасти бизнес операторов техосмотра, рассуждает президент союза «Техэксперт» Сергей Зайцев:
Сергей Зайцев президент союза «Техэксперт» «На сегодняшний день ДТП по причине технической неисправности — 1%. Не пройдет года-полутора, когда эта цифра увеличится практически на порядок. Кто будет за все это отвечать? Кто будет возмещать ущерб тем, которые в исполнение уже действующего 122-го федерального закона затратили деньги, покупали оборудование? Более 80% сегодняшних операторов техосмотра просто-напросто закроют этот вид деятельности не позднее марта 2022 года. Насколько я знаю, сейчас уже они закрывают свои производства, ликвидируются».
Депутаты отвечают на эти доводы, что техосмотр был неоправданной дополнительной нагрузкой. Есть многолетние гарантии на автомобили от производителей, а их техобслуживание подчас более дотошное и детальное, чем любой техосмотр. Подавляющее же число водителей в России ответственно подходят к состоянию своего транспорта. Увы, это не совсем так, говорит председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания Ольга Селезнева:
Ольга Селезнева председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания «Недопустимо отменять технический осмотр. Человека, который не знает, в каком состоянии находится его автомобиль, категорически нельзя допускать до управления. Что такое приехать и пройти классическое техническое обслуживание? Это произвести замену масла, замену фильтров. Не каждый автовладелец, когда происходит окончание гарантийного срока, обслуживает потом свой автомобиль в таком же ключе, исходя из требования автопроизводителя согласно сервисной книжке. Никто не обращает внимания на состояние рулевого управления, подвески, тормозной системы».
В последние два года реформа техосмотра претерпела кардинальные изменения — от ужесточения до смягчения, а потом и вовсе отмены процедуры. Коронавирус стабильности не добавил. Многие операторы успели докупить оборудование — расширялись для приема грузовых авто, закупали тормозные стенды, ставили новое программное обеспечение.
Впрочем, техосмотр частных авто всегда был фикцией и то, что его отменили, но оставили несколько исключений — это компромиссное решение, считает директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев:
Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения «Очень сложно контролировать проведение технического осмотра, придумывают и видео- и фотозапись, но это не дает нужного результата. Сами люди, как показывает практика, те, кто возят свою семью, обычно очень хорошо следят за своими автомобилями. Другое дело, когда человек работает по найму — он не всегда, может быть, даже успевает это делать, потому что, когда человек пересаживается с одного автомобиля на другой, он не может знать все автомобили. Сейчас, несмотря на то, что отменяется технический осмотр для автомобилей частного владения, для грузо- и пассажирских перевозок он сохраняется. И этот баланс, я считаю, абсолютно правильный».
В пояснительной записке законотворцы оставили обязанность за водителем содержать свой автомобиль в порядке и не выезжать на дорогу, если есть поломки. Впрочем, точно такие же требования уже давно есть в ПДД.