Почему в Белоруссии запретили продавать машины покупателям из России?
Лента новостей
Как рассказали Business FM в дилерских центрах Белоруссии, инициатива исходила от производителей. Запрет касается всех марок автомобилей
Белорусские дилеры перестали продавать автомобили россиянам, сообщает портал Autonews. Предлагают оформить сделку только через белорусский паспорт или вид на жительство. Между тем именно в Белоруссии многие россияне хотят купить автомобиль, цены там существенно ниже. В дилерских центрах Белоруссии Business FM рассказали, что инициатива о запрете продажи автомобилей иностранцам исходит от производителей.
Не важно, с какими марками работает дилер: это и бюджетный рынок с базовыми моделями Lada и Kia, и более дорогой сегмент с премиальными Renault и Volkswagen. К примеру, Lada Xray у белорусов стоит 690 тысяч рублей, в России — 761 тысячу рублей. Картина общая для всех. Вот разговор Business FM с одним из белорусских дилерских центров:
— Дело в том, что мы не имеем права продавать автомобили на российский паспорт.
— Почему?
— Импортеры запрещают. У нас политика компании такая, что мы в чужие страны, грубо говоря, не имеем права продавать машины.
— То есть мне нужно приобретать на чей-то другой паспорт?
— Да, на белорусский либо на вид на жительство, но тоже белорусский. Тут ставится автомобиль на учет, снимается и уже везется в Россию.
— Много ли автомобилей, есть ли из чего выбирать?
— Скажу честно, ближайшее время — это конец ноября — начало декабря. Это если очень-очень все хорошо будет, а так мы ждем машины на январь-февраль. У нас точно такие же проблемы с автомобилями, с наличием, как и в России.
Кое-где машины есть в наличии, но и они не продаются иностранцам напрямую. В беседе с Autonews некоторые дилеры сослались на договоренности с российскими коллегами. Если предположить, что так и есть, такая тактика выгодна обеим сторонам. В России на фоне кризиса авторынка и дефицита моделей производители поднимают цены, «АвтоВАЗ», к примеру, за один год индексировал цены шесть раз. Появилась практика обязательной продажи допоборудования, за счет чего концерны и компенсируют убытки. Из-за этого условную Lada россияне в Москве покупают дороже, чем в Минске. Сложившаяся конфигурация более чем устраивает белорусскую сторону, отмечает основатель и генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto, вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль:
Денис Мигаль основатель и генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto, вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров «Если приедут россияне и условно выметут все машины из Белоруссии в Россию, в Белоруссии не останется машин, не будет внутренней загрузки, внутренних парков, как следствие, в будущем — загрузки сервиса, продажи запчастей и так далее. Именно с этим связана такая политика производителей. Вторая история — это то, что излишне повышенный дефицит приведет к росту цен, от этого будут страдать сами белорусы, потому что их машины начнут дорожать. В Белоруссии Единый таможенный союз, и по факту Белоруссия — это как другой регион, в котором есть автомобили и нет никаких юридических проблем в том, чтобы купить машину в Белоруссии и поставить на учет ее в России. Ее не надо таможить дополнительно, просто надо за ней съездить. В Белоруссии рынок меньше, покупательская способность ниже. Спекулятивный эффект в Белоруссии не так разогрет, как в России, и, возможно, за счет этого цены на машины ниже».
Практика покупки автомобиля за рубежом, где цены могут быть значительно ниже, давно известна. Машину могут купить в Казахстане, Киргизии, Армении, а потом перегнать в Россию. Условия Таможенного союза для этого очень удобны. Надо только высчитать, чтобы поездка туда-обратно и все издержки не перекрыли возможную выгоду. Концерны от этого, конечно, не в восторге, отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Производители таким образом контролируют рынки сбыта. Не уверен, что между дилерами есть какая-то договоренность. Производители всегда четко сегментируют рынки: какую машину, какую модификацию можно продавать здесь, а какую продавать здесь. Когда скакали цены, менялись курсы и оказывалось, что автомобили Porsche в России стоили дешевле, чем в Европе, здесь покупали, потом переправляли туда. Производители от этого всегда не в восторге. Я вижу только в этом причину, потому что мы находимся в едином пространстве. Машины, которые выпускаются в России, получают электронный ПТС, потом уже продаются в Белоруссии».
С юридической стороны белорусский автобизнес не имеет прав как-то ограничивать круг покупателей. О чем четко говорит местный закон о защите прав потребителей. Похоже, когда в России продажи легковых авто падают четвертый месяц подряд и отечественные водители обратили внимание на Белоруссию, те решили подстраховаться.