16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.50 / ₽ 8256
  • RTS1163.50
15 декабря 2021, 11:37 Компании

«Роснано» требует от банков признать недействительными договоры о кредитах

Лента новостей

В письме госкомпании говорится, что крупнейшие ее кредиторы — Совкомбанк, Промсвязьбанк и банк «Ак Барс» — брали слишком высокие проценты, не неся рисков. Как относиться к претензиям «Роснано»?

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Обновлено в 12:10

Госкомпания «Роснано», которая сейчас ведет переговоры о реструктуризации долгов, потребовала от банков признать недействительными договоры о кредитах почти на 55 млрд рублей. Досудебные претензии направлены крупнейшим кредиторам «Роснано» — Совкомбанку, Промсвязьбанку и банку «Ак Барс». Самый большой долг на конец июня у компании был перед «Совкомбанком» — 38 млрд рублей. РБК ознакомилось с письмом «Роснано».

В нем сказано, что «банки брали слишком высокие проценты, не неся рисков». В госкомпании ссылаются на Гражданский кодекс, который «обязывают стороны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга».

«Нельзя извлекать прибыль при кредитовании, если банк осознает, что сделка нарушает интересы заемщика и выбранная схема заемного финансирования в долгосрочной перспективе приведет к существенным финансовым потерям «Роснано», — пишет компания.

Кредиты выдавались только на условиях предоставления госгарантий. Хотя финансирование для «Роснано» всегда было целевым и «предполагало венчурное инвестирование в сферу технологических проектов».

«В отсутствие гарантий банк не пошел бы на заключение кредитных договоров, потому что сделал бы вывод об отсутствии подтвержденных источников возврата задолженности. В ситуации же с госгарантиями банк посчитал возможной выдачу кредита, осознавая высокую вероятность покрытия долга именно за счет госгарантий, невзирая на нарушение интересов заемщиков и гаранта в будущем», — отмечает госкомпания.

При этом, как отмечает госкомпания, ставки по кредитам «Роснано» всегда были существенно выше доходности облигаций федерального займа — госбумаг, в которые банки могут инвестировать с низкими рисками.

В «Роснано» считают, что «есть основания для признания указанных договоров недействительными как сделок, совершенных в ущерб интересам юридического лица и в результате злоупотребления правом». Источники РБК, близкие к банкам, подтвердили наличие претензий, но назвали их нелогичными и формальными.

Общий долг «Роснано» сейчас составляет более 140 млрд рублей. Ранее председатель фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, возглавлявший совет директоров «Роснано», заявил, что проблемы госкорпорации связаны с тем, что ее венчурные инвестиции финансировались за счет дорогих кредитов.

Как относиться к претензиям «Роснано», говорит первый заместитель председателя Совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев:

— «А что, так можно было?» — скажут все заемщики, у которых есть некоторое напряжение с возвратом долга. Если это так, то совершенно идет против законодательства, против правил рынка и имеет серьезнейшие долгосрочные риски для всей банковской системы. Это подрывает банковскую систему, если говорить формальным языком.

— Означает ли это, что теперь кредиты станут дороже для госкорпораций?

— Я думаю, что «Роснано» как корпорация в данном случае будет иметь штамп неблагонадежного заемщика. Банки будут сильно размышлять, прежде чем войти в контакт с этим экономическим институтом. Мне кажется, что перспективы существования такой компании, как «Роснано», расплывчаты. Хотелось бы подробнее узнать условия, которые предложила «Роснано» для кредиторов. Там есть, видимо, сноски, какие-то вещи, которые оговаривают подобного рода предложения, но это ухудшает инвестиционный климат, ухудшает атмосферу в экономической жизни РФ и подрывает доверие к государственным проектам, потому что «Роснано» — это один из звучащих, громких, крупных государственных проектов.

В Совкомбанке рассказали, что ведут переговоры с «Роснано» о снижении ставок по кредитам. Претензии госкомпании не комментировали. В Промсвязьбанке заявили, что признание кредитных договоров недействительными по российскому процессуальному праву решается только через суд. Есть ли у «Роснано» шансы в суде? Комментирует партнер Адвокатского бюро А2 Михаил Александров:

Михаил Александров партнер Адвокатского бюро А2 «Юридически ситуация следующая: если они не платят, на них можно подать в суд. Они смогут так или иначе отсрочить свои выплаты, причем суд тоже можно по-разному затягивать, решение суда вступает в силу после апелляции по общему правилу. В сложном деле первую инстанцию можно спокойно вести год, а то и два, а потом еще год апелляции. Получается, они говорят банкам: либо мы будем с вами договариваться на какие-то условия, либо мы начинаем судебные процедуры, останавливаем платежи по обслуживанию долга и три года выясняем с вами это все в суде. Вот какой рычаг давления они применяют с юридической точки зрения. Так как суды в России относительно дешевы, компании нередко злоупотребляют тем, что дешевле посудиться, чем прямо сейчас платить, а заплатят когда-нибудь, но потом, потом всегда же можно подписать в суде мировую. По поводу аргументации о том, что занимаются венчурным бизнесом, поэтому не должны платить проценты, или хотят реструктуризацию кредита, — это сам по себе очень слабый аргумент. Любой бизнес несет в себе риск, поэтому любой бизнес может прийти и сказать: вы знаете, бизнес — это рискованная детельность, поэтому давайте снимем проценты».

В конце ноября в кулуарах инвестиционного форума «ВТБ капитала» «Россия зовет!», глава Минфина Антон Силуанов рассказал журналистам, что после формирования нового совета директоров, «Роснано» сейчас находится в процессе перезагрузки. Все обязательства, которые обеспечены госгарантиями, компания выполнит. По остальным долгам ведутся переговоры с кредиторами. «Уверен, будут найдены компромиссы, устраивающие все стороны», — сказал Силуанов, напомнив, что компания работает под контролем правительства.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию