16+
Понедельник, 17 января 2022
  • BRENT $ 86.21 / ₽ 6599
  • RTS1464.50
18 декабря 2021, 17:18 Общество

Зимняя минтаевая путина в России может сорваться

Лента новостей

Причина — вступающие с нового года требования к оформлению лицензий на добычу водных биоресурсов и неясность с документами на растаможку суден, произведенных за пределами ЕАЭС

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Добыча минтая в России под угрозой срыва, пишет РБК со ссылкой на письма к вице-премьеру Виктории Абрамченко от Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) и Ассоциации добытчиков минтая (АДМ).

Дело в новых требованиях к оформлению лицензий на добычу водных биоресурсов, вступающих в силу с января. Согласно им, суда, произведенные за пределами ЕАЭС, смогут получить разрешение на вылов только при наличии документов о растаможке. Это устранит лазейку, позволявшую так называемым незаходным судам, то есть построенным или купленным за рубежом, уходить от таможенных платежей и налогов. Но рыбу они добывали по российским квотам. Это нарушало конкуренцию и негативно отражалось на контроле за реальным выловом.

Впрочем, точного перечня необходимых документов, которые бы подтверждали растаможку суден, в России пока нет.

По словам рыбопромышленников, только для лова минтая используются 46 украинских судов. И непонятно, считаются ли они незаходными или нет, отмечает президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак:

— 1 января стартует самая масштабная путина в отечественном рыболовстве в Охотском море — охотоморская минтаевая путина, она длится всего 100 дней. И в течение 100 дней необходимо добыть в среднем 800 тысяч тонн минтая. Сутки простоя судна среднетоннажного или крупнотоннажного — это миллион рублей, для крупнотоннажного — это до 10 млн рублей, если пересчитывать на производимую продукцию. Суточный вылов в Охотоморской минтаевой экспедиции составляет 10-11 тысяч тонн минтая. Крупнотоннажный траулер в сутки производит продукцию стоимостью около 10 млн рублей, средний траулер — около 5 млн рублей. Всего на путине работает 120-125 судов. Любые задержки с оформлением разрешений и выходом на промысел создают риски значительных потерь для предприятий. А для того чтобы флот смог своевременно приступить к промыслу с 1 января, необходимо: первое — сейчас эти разрешения постараться оформить в текущем году, второе — вот те, кто в этом году не успеет, они, конечно, с 1 января могут столкнуться с проблемами и имеют все риски, все шансы не получить соответствующих разрешений на промысел.

— Помимо минтая, что еще под угрозой, по вашим наблюдениям?

— Минтай и сельдь, наверное, это два таких самых основных объекта, которые в январе, с начала года ловятся в Охотском море. Вот два таких основных момента, потому что мы исходим из того, что все-таки, наверное, эта проблема будет урегулирована когда-то. Поэтому те виды водных биоресурсов, которые добываются весной и летом, наверное, все-таки этот вопрос как-то будет урегулирован, там проблем не должно быть. Надеемся, что не будет.

В этом году, по словам рыбопромышленников, объем вылова минтая и сельди и так снизился почти на 100 тонн из-за неблагоприятных погодных и гидрологических условий. Серьезное влияние оказали также эпидобстановка и закрытие китайских портов.

Новые правила могут коснуться всех добытчиков отрасли, указывает президент Ассоциации добытчиков краба Александр Дупляков:

Александр Дупляков президент Ассоциации добытчиков краба «Все компании обязаны будут предоставлять эти сведения. То есть не только те, у кого есть незаходные суда, не только минтаевые, не только крабовые, вообще все суда должны будут предоставлять сведения. И поэтому все в одинаковой ситуации. У кого-то, возможно, этих сведений не будет, и тогда непонятно, какие последствия для компании возникнут. Потому что ни Росрыболовство, ни таможенная служба пока внятных комментариев не дают. Тонкости в формулировках предполагают наличие сведений о таможенном декларировании. То есть необходимо предоставить сведения хотя бы о таможенной декларации, а многие компании не имеют таких сведений, потому что купили судно, условно, 10-15 лет назад, это судно было в собственности у нескольких компаний, то есть передавалось, и у них просто нет этой информации, например, условно, в конце 1990-х годов. И никто не знает, есть ли эти сведения в таможне, потому что лет 25 прошло. Тогда таможня была, не было электронного документооборота, не хранилось. Таможня была, но вообще пять лет документы хранятся на бумажном носителе, их физически там нет, наверное, их уничтожают. Поэтому вот как быть? Я насколько понимаю, нет разницы, крупные суда или мелкие суда. Начнется лососевая путина, огромное количество судов маломерных работают. Что они будут предоставлять, какие сведения о таможенном декларировании? Есть ли вообще эти сведения? До 31 декабря документы можно подавать по старым правилам, и я думаю, что Росрыболовство должно выписать разрешение без таких сведений. Проблема отодвинется, то есть острота проблемы спадет, но в любом случае эти суда будут какие-то дополнительные разрешения, может быть, выписывать на какие-то дополнительные объекты или позже возникнет необходимость получать разрешение. В любом случае она вернется, ну, что-то придумают. Ну, как всегда, хотели как лучше, получилось как обычно».

Минтай — основной вид рыбы, которая добывается в России. На его долю, по данным Росрыболовства, в этом году приходится 55% всего улова российских рыбаков на Дальнем Востоке, отмечает РБК.

В ведомстве угрозы промыслу этой рыбы не видят. В комментарии Business FM там пообещали, что основная масса судовладельцев, которые сейчас обратятся за лицензиями, получат разрешения на вылов до 30 декабря.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию