16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.80 / ₽ 8273
  • RTS1183.58
2 января 2022, 01:11 Авто
Спецпроект: Итоги года – 2021

Прошедший 2021 год — под знаком дефицита и роста цен на автомобили

Лента новостей

Как поясняют эксперты, совпало многое — пандемия, прервавшиеся логистические цепочки, дефицит автомобильных чипов, общемировая инфляция. Продолжится ли тенденция в новом году и когда покупать машину?

Фото: Андрей Гордеев/«Ведомости»/ТАСС

Машина теперь роскошь, а не средство передвижения. 2021 год запомнился резким ростом цен на автомобили. Не только в России, но и по всему миру. Второй год коронакризиса и дефицит микрочипов привели к рекордным удорожаниям.

Автодилеры устроили накрутку цен в 20% за счет допоборудования и впервые за долгие годы не устраивали новогодних распродаж. Дошло до того, что за покупателей вступились концерны. Ждать ли снижения цен в новом году? И есть ли конец дефициту на авторынке?

2021 год для всех автолюбителей прошел под знаком растущего дефицита автомобилей. Выражалось это почти во всем: заказанную машину с завода приходилось ждать до полугода с неясной перспективой получить ее вообще. Те модели, что были в наличии у дилера, предлагались в топовых комплектациях, с обязательным допоборудованием — и коврики за 10 тысяч рублей были самым невинным пунктом. К заявленной на сайте цене за условный Nissan Qashqai можно было смело добавлять полмиллиона-миллион. Иначе дилер предлагал подождать те же полгода — а за это время автомобиль неизбежно дорожал на 200-300 тысяч рублей.

Дефицит привел не только к накруткам автодилеров — он потянул за собой вторичный рынок: машины с пробегом выросли в цене, по оценкам «Автостата», более чем на 20%. Продолжает основатель и гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль:

Денис Мигаль основатель и гендиректор сети автосалонов Fresh Auto «На вторичном рынке будет как минимум динамика, очень схожая с рынком новых автомобилей, и как минимум, на мой взгляд, еще весь 2022 год у нас будет дефицит новых автомобилей. Те клиенты, которые уже просто не могут ждать, пойдут на вторичку в том числе, что дополнительно даст такой некий спекулятивный эффект на вторичном рынке. Не будет принят во внимание так называемый естественный износ — то, что автомобиль за год должен, по идее, хотя бы на 5% дешеветь. То есть нет никакого экспорта, мы не можем ввозить глобально машины, потому что пошлины дорогие, ситуация с дефицитом автомобилей во всем мире происходит, и примерно в этой же динамике, а я думаю, что еще и быстрее, она будет развиваться в 2022 году, чем это было в 2021-м».

Рост цен в 2021 году был у всех брендов автомобилей, которые вы можете припомнить. Некоторые производители, как, например, «АвтоВАЗ», за 12 месяцев семь раз проводили коррекцию цен в сторону повышения, на всю линейку авто. Стоимость Lada Granta в максимальной комплектации приблизилась к миллиону рублей — а это уже сегмент бюджетных корейских иномарок — Kia Rio и Hyundai Solaris. Рост цен и дефицит авто был не только в России и у ее соседей, но и по всему миру — в США и Европе. Везде, кроме, пожалуй, китайцев, отмечает автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «Действительно, Китай здесь, можно сказать, тихая гавань, но не будем забывать, что, во-первых, даже эта волна дефицита микрочипов во многом была спровоцирована самим Китаем. Точнее, торговой войной, которую еще Трамп развязал с китайцами. Китайцы значительную долю микрочипов стали придерживать для собственного потребления. Но Китай — это все-таки довольно замкнутый рынок. А все остальные хлебнули по полной. И если сначала цифры были в районе 3-5% недовыпущенных автомобилей по всему миру, то к Новому году мы приплыли с цифрой в районе 10-12%. При общемировом рынке в районе 90 млн машин, по сути, 9-10 млн машин стоят на площадках по всему миру недоукомплектованные».

Причин дефицита и кризиса мирового авторынка несколько. Называются смена модельного года, повышение ставок утильсбора, колебания валютных курсов, инфляция, увеличение себестоимости, дефицит микрочипов, коронакризис, нарушения поставок комплектущих и, как следствие, остановки конвейеров. Было резкое удорожание компонентов, в том числе микрочипов. Выросли расходы на логистику — она всегда занимала до 3% в стоимости автомобиля. Российский рынок еще не самый кризисный, отмечает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

Игорь МоржареттоИгорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «По поводу новых авто — официально они, видимо, по итогам года подорожают примерно на 23%. Ну а если с учетом допопций, я думаю, речь идет о 40%. В Европе ситуация даже хуже, чем в России, если судить по итогам ноября. Хуже всего в Соединенных Штатах. Там дефицит самый серьезный. Ну а китайцев он коснулся в меньшей степени, хотя бы потому, что они монополисты по выпуску тех самых микрочипов, и понятно, в ситуации дефицита они в первую очередь решают вопрос для себя. Дефицит продлится, я надеюсь, где-то до лета. Уже сейчас производство чипов за этот год увеличилось на треть. Появятся к тому времени какие-то скидки и дилерские интересные предложения. Но роста цен дальнейшего не жду. Хотя бы потому, что покупательская способность исчерпана. Уже сейчас примерно 60% потенциальных покупателей говорят, что они отказываются от покупки, потому что не тянут новую машину по новым ценам».

Ситуация с огромными наценками, которые отпугивают клиентов, перестала устраивать даже производителей. Первой к автодилерам с просьбой не накручивать цены на допоборудовании обратилась Skoda и напомнила про права потребителей. Hyundai проводит эксперимент с прямыми контрактами — чтобы клиент заказывал машину с завода, а дилеры оставались посредниками. Но понять можно и дилеров: они вложили много средств, чтобы соответствовать требованиям концернов по части презентабельности и лоска. Плюс те же заказы с завода подразумевают, как правило, только предоплату. Основную сумму клиент в любом случае оплачивает традиционно, через дилера.

Вот и получается, что ссора концернов и дилеров не выгодна никому. И тем более клиенту. Пока дилеры, с одной стороны, впервые с 2014 года решили не проводить новогодних распродаж — предлагать все равно нечего, то Минпромторг, с другой, выступил за то, что искусственно ограничивать дилеров в наценках не стоит. Другими словами, должен решать рынок. И этот процесс уже идет, отмечает директор по развитию дилерского бизнеса автохолдинга «Максимум» Александр Кустов:

Александр Кустов директор по развитию дилерского бизнеса автохолдинга «Максимум» «Скорее всего, это коснется так или иначе практически любого производителя. Я не верю в то, что повышение будет каким-то значительным, цены и так повысились достаточно серьезно. Фактор валюты, по-моему, уже отыгран, он уже в цене. А по поводу ситуации с дефицитом — я согласен, что первые полгода 2022 года нас ждет сохранение ситуации дефицита, которое есть и сейчас. Мы уже видим некое охлаждение спроса со стороны клиентов. Многие признаются, что им уже покупка автомобиля не по карману. Смотрят на покупку автомобиля с пробегом как на альтернативу. Тут же есть еще один важный фактор: наш ЦБ повышает [ключевую] ставку, это означает уменьшение привлекательности кредитных программ, что в совокупности с еще большим повышением стоимости автомобилей, думаю, окончательно обрушит спрос».

Наконец, ответ на самый главный вопрос — покупать сейчас машину или нет. По словам автоэкспертов, стоит подождать еще месяц или два, и тогда получится серьезно сэкономить. Опрошенные Business FM аналитики уверены, что потенциал роста цен на автомобили в целом исчерпан. Уже в январе накрутки цен должны сойти на нет. По поводу микрочипов — сразу несколько производителей, в основном в Штатах, заявили, что запускают свои производства. Острая фаза преодолена, резюмируют аналитики, и к февралю-марту рынок вернется к прежним значениям.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию