16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
12 января 2022, 21:42 Право

К иску против Apple присоединились «Яндекс» и онлайн-кинотеатры

Лента новостей

Сейчас Apple берет комиссию до 30% с каждой покупки, если она совершается через ее системы. Российские компании хотят предлагать пользователю свои методы оплаты

Фото: EPA/ТАСС

Компания «Яндекс» и ассоциация «Интернет-видео» намерены участвовать в антимонопольном разбирательстве в отношении корпорации Apple.

Суть претензий к Apple проста: по мнению истцов, IT-гигант злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке. А именно — устанавливает комиссию с каждой покупки в онлайн-кинотеатре или на других ресурсах в 15%, а то и в 30%. С каждой! Пользователь может купить всего один фильм для просмотра, и треть оплаты пойдет не ресурсу, а самой Apple. Вместе с тем корпорация не позволяет другим компаниям указывать свои способы платежа, которые зачастую идут вообще без комиссий. Изначально дело против Apple возбудила ФАС, а теперь к иску присоединились «Яндекс» и ассоциация «Интернет-видео», куда входят платформы ivi, Okko и Megogo. Вот как гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин объясняет суть претензий:

Алексей Бырдин гендиректор ассоциации «Интернет-видео» «На наших сервисах как раз пользователи совершают покупки. Если в рамках операционных систем Apple эти покупки идут с комиссией в 30%, то, например, на сайте сервиса пользователь может не платить ее. Проблема заключается в правилах Apple. Там отсутствует возможность сообщать пользователю о варианте заплатить за сервис без комиссии. То есть вы там оформляете подписку или покупаете отдельный фильм. Если делаете это через iOS, то Apple 30% от этой суммы откусывает себе. Задача не оштрафовать Apple, а изменить ее правила таким образом, чтобы не ограничивать участников рынка в их праве направлять пользователей на альтернативные способы оплаты».

Эта история перекликается с недавними спорами Wildberries c Visa и Mastercard. Касались они все тех же комиссий за оплату, и Wildberries в итоге свою позицию продавил. С Apple у России тоже есть судебный бэкграунд, и к тому же успешный. Прошлой весной Apple обязали выплатить штраф почти в 1 млрд рублей по заявлению «Лаборатории Касперского» о злоупотреблении монополией со стороны IT-гиганта. С новым иском от ФАС Apple грозят оборотные штрафы, до 2% от годовой выручки в России.

За рубежом также есть прецеденты: платформа Epic Games судится с Apple по тому же поводу — комиссии в 30% с каждой покупки. Промежуточный итог есть: суд обязал Apple разрешить сторонним разработчикам сообщать пользователям о других платежных системах, через которые они могут сэкономить. Нет никаких причин, почему подобного не получится в России. Другое дело, что даже с такими комиссиями компании вынуждены работать с Apple. Не быть представленными на ее платформах — еще дороже, говорит блогер, основатель YouTube-канала Wylsacom Валентин Петухов:

Валентин ПетуховВалентин Петухов блогер, основатель YouTube-канала Wylsacom «Все очень просто — платежеспособная аудитория. Есть огромное количество исследований, что на платформе Android в разы меньше люди платят. Именно поэтому многие приложения платные на iOS, на Android — бесплатные и с рекламой. А так, да, альтернатив нет. Если ты хочешь зарабатывать на мобильных приложениях, то ты должен условия Apple соблюдать. Даже сейчас есть послабления для небольших компаний, комиссия может быть меньше. Apple, в принципе, договаривается с большими игроками, там тоже комиссии могут быть отличные от стандартной. Долгие годы всех все устраивало, но сейчас есть компании, которые уже выросли на айфонах. В этом году смартфон Apple празднует 15-летие, и [в компании] чувствуют себя достаточно сильными, чтобы свое место под солнцем как-то приукрасить и понаряднее сделать».

Радоваться противникам Apple пока рано. Да, борьба против комиссий корпорации сейчас общемировой тренд. В Южной Корее, к примеру, корпорации тоже пришлось отступить по части сторонних платежей. Но Apple на то и международный IT-гигант, чтобы, пойдя на уступки за счет своей развитой экосистемы, найти другие, более скрытые способы заработка.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию