В ФРГ нашли геостратегическую сторону в «Северном потоке — 2». Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Отделить неприятности «Северного потока — 2» от общеполитического контекста отношений России и Запада совершенно невозможно, полагает политолог
Глава МИД Германии Анналена Бербок объяснила приостановку сертификации «Северного потока — 2» тем, что он «пока не полностью соответствует праву Евросоюза». Кроме того, министр пригрозила, что Запад «примет соответствующие меры» в отношении «Северного потока — 2» в том случае, если Россия будет осуществлять военную экспансию против Украины. Тема «Северного потока — 2» имеет и геостратегическую сторону, уточнила Бербок после встречи со своим украинским коллегой Дмитрием Кулебой. Представитель Министерства экономики Германии Сюзанна Унград не смогла ответить на вопрос о точных сроках запуска газопровода. «Разрешение на эксплуатацию уже получено. Речь идет о сертификации. За это отвечает Федеральное сетевое агентство», — заявила Унград. Как такие заявления повлияют на дальнейшую судьбу проекта?
О грядущих неприятностях для проекта «Северный поток — 2» можно было догадаться сразу после победы на осенних выборах в бундестаг оппозиции во главе с социал-демократами, ныне составляющими основу уже правящей коалиции. Важной составной частью этой коалиции являются «Зеленые», один из лидеров которых Анналена Бербок возглавила МИД. В ее партии не раз называли «Северный поток — 2» «геополитической ошибкой», хотя на своем новом посту она напрямую никогда не высказывалась за то, чтобы его немедленно похоронить. В коалиционном соглашении, являющемся основой деятельности нынешнего правительства, тоже об отказе от проекта нет ни слова. Так что все происходит строго в соответствии с буквой закона, соглашений и регламентов.
Однако отделить неприятности «Северного потока — 2» от общеполитического контекста отношений России и Запада совершенно невозможно. Потому как для любой столь крупной экономической сделки нужно то, что называется духом доверия, и минимальная доброжелательность. Никаких проектов подобного масштаба под лозунгом «только бизнес и никакой политики» не бывает в природе в принципе. Все заявления иного рода — сплошное лукавство. Будь нынешние отношения России с Европой чуть теплее, не напоминай они сплошную перебранку и обмен угрозами, сертификация «Северного потока — 2» проходила бы ровно по тем же регламентам и законам. Но в ее успешном завершении было бы куда больше уверенности.
В мире большой политики и большого бизнеса не бывает так, чтобы отношения с тем же новым германским правительством начались с высылки дипломатов после того, как суд приговорил россиянина Вадима Соколова по обвинению в убийстве на территории ФРГ бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили, и после этого сертификация газопровода вдруг бы ускорилась. Или она вдруг бы ускорилась на фоне резкого обострения отношений с Западом вообще из-за Украины. Или на фоне обмена ультиматумами и угрозами военных контрмер по поводу гарантий безопасности России. Или после того, как «Газпром», выполняя все обязательства по долгосрочным контрактам, вдруг перешел к тактике тотального отказа от бронирования дополнительных мощностей на прокачку газа по имеющимся газопроводам на фоне резкого взлета цен в Европе, в чем европейцы увидели шантаж: мол, надо бы ускориться с пуском «Северного потока — 2». Но ведь не только у нас власти не любят действовать под давлением. По последнему поводу российскому монополисту уже предстоит разбирательство на предмет возможной манипуляции рынком.
Глава МИД ФРГ не сказала почти ничего нового. Еще в начале декабря глава Федерального сетевого агентства ФРГ заявил о временной приостановке сертификации газопровода, что формально было связано с учреждением дочерней структуры компании Nord Stream 2. Эта формальность нужна, чтобы соответствовать Третьему энергопакету ЕС в части выделения независимого оператора трубопровода в отдельное юрлицо. Это будет немецкое юрлицо, которое зато сможет использовать обе ветки трубопровода, а не одну, обойдя антимонопольные требования ЕС.
Новая заявка на сертификацию должна была быть подана уже от лица создаваемой «дочки» Nord Stream AG, и отсчет сроков должен был пойти заново. Еще тогда глава германского регулятора Йохен Хоманн дал понять, что решение о начале эксплуатации газопровода не будет принято в первой половине 2022 года. «Не в наших силах ускорить процедуру сертификации», — подчеркнул он.
Чистая бюрократия, не придерешься. Однако теперь в заявлении главы МИД Германии зазвучали новые нотки. Уже не говорится о газопроводе как о чистой коммерции, которую надо отделить от политики. Проект официально назван имеющим «геополитический контекст» и жестко привязан к тому, что происходит вокруг Украины. Теперь еще к этому добавился пока что провал переговоров по стратегической стабильности и с США, и с НАТО, членом которого является Германия.
Уже в последние месяцы нахождения Ангелы Меркель на посту канцлера Берлину было все труднее отстаивать газопровод перед критиками из других европейских стран, которые требовали закрыть проект именно по политическим соображениям. Теперь голоса в пользу полного пересмотра отношений с Россией звучат все громче и в самой Германии. В США хотя и завернули только что законопроект об автоматических санкциях против «Северного потока», он фигурирует как объект эмбарго в другом законопроекте наряду с другими жесткими санкциями.
Новый канцлер Олаф Шольц не спешит ринуться в неравный бой в защиту проекта. При этом он не будет его и сам топить. Его руки будут чисты. Все же происходит строго по правилам. И когда подойдет уже новый дедлайн сертификации газопровода, ситуация вокруг Украины, а также переговоров Москвы с Западом по гарантиям безопасности уже каким-то образом прояснится. И если там все пойдет не так, то газопровод вполне может быть заблокирован уже в рамках нового санкционного пакета. Но это будет уже далеко не самая большая неприятность в контексте общей геополитической ситуации.